Усуль аль-фикх

УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ (араб. — корень фикха) — основы мусульманского права (фикх-право), методология права (фикх-юриспруденция), совокупность четырех  «корней» или основ, определяющих все правовые отношения в исламском мире: Коран, сунна, иджма, кияс. Хотя эти четыре «корня» были признаны всеми правовыми школами ислама, значение и возможность применения последних двух «корней» определяется представителями различных мазхабов по-разному. Классическая концепция У. а.-ф. сложилась уже в VIII-IX вв. вместе с развитием фикха и созданием религиозно-правовых школ как результат постепенного подчинения права религиозно-этическим ценностям и идеалам ислама. При этом одни мусульманские факихи стремились решать правовые вопросы на основе их рациональной систематизации и личного мнения (рай), а другие — все нормы фикха сводили в конечном счете к божественному откровению. Развитие концепции У. а.-ф. связано прежде всего с именем Мухаммеда ибн Идриса аш-Шафии (умер в 820 г.), который в трактате «ар-Рисала», вошедшем в сборник «Китаб аль-умм», изложил основы фикх-юриспруденции и впервые разработал достаточно четкие определения и систему источников фикх-права. Классическая теория У. а.-ф. исходит из того, что Коран и сунна являются основными источниками фикх-права, поскольку либо непосредственно содержат конкретные правила поведения, либо предусматривают рациональные способы их «извлечения» из божественного откровения. Третьим источником считается иджма, под которой постепенно стали понимать единодушное мнение наиболее авторитетных правоведов-муджтахидов по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и сунной. Четвертым источником фикх-права признается кияс, предполагающий использование метода аналогии для решения вопросов, по которым нет конкретных ответов в Коране и сунне. Кроме того, классическая концепция У. а.-ф. допускает иные рациональные приемы поиска правовых решений в качестве дополнительных источников фикха при условии, если в правовой практике возникают вопросы, никак не урегулированные вышеизложенными источниками. Теория У. а.-ф. неодинаково трактуется разными на-правлениями мусульманской правовой мысли. Различия во взглядах, характерные для мазхабов, касаются и понимания значимости источников фикха. Так, например, маликиты не считают иджму совместным мнением муджтахидов, под иджмой они понимают лишь квалифицированные рекомендации образованных му-сульман г. Медины. Захириты и некоторые ханбалиты принимают в расчет только единодушное мнение со-ратников пророка Мухаммеда. Специфика представлений об У. а.-ф. джафаритов объясняется принятой ими концепцией имамата. Поэтому они обращаются не только к Корану и сунне, но и к решениям двенадцати имамов. Наиболее заметные расхождения между мазхабами наблюдаются в применении ими рациональных способов решения правовых вопросов. Например, ханафиты широко используют истихсан, а маликиты — истислах. В то же время многие джафариты отрицают кияс в качестве источника фикха. Такие различия в определенной степени отразили разнообразие правовой практики, с учетом которой мазхабы развивали свои представления об источниках фикха. Классическая концепция У. а.-ф. без принципиальных изменений принята современной мусульманской юриспруденцией и рассматривается ею в качестве теоретической основы фикха.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 224-226.