Вайшешика (БСЭ, 1971)

Вайшешика (от санскритского вишеша - особенный, отличный), одна из шести ортодоксальных индуистских систем древне-индийской философии. По традиции, основоположником вайшешики считается Канада, которому приписывается создание основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры" (окончательная редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия). Важным источником вайшешики является также «Падартха-дхаома-санграха» - комментарий к "Вайшешика-сутре". Наибольшее развитие вайшешика получила в 9-14 вв. в Южной Индии.

По учению Вайшешика, всё существующее включается в 6 категорий - субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее, из которых главной является субстанция, выражающая сущность вещи. 9 субстанций (земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделённые качествами (постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами), составляют весь существующий мир. Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой первые 4 субстанции представляют собой соединения атомов (ану) - неизменных протяжённых материальных частиц сферической формы. Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны: первое движение они получают от невидимой силы - адришты и потом вступают в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и управляется особым всеобщим моральным законом (дхарма).

E. И. Гостеева.

Литература:

Радхакришнан С., Индийская (Ьилософчя, пер. сангл., т. 1-2, М., 1956-57;

Keith А. В., Indian logic and atomism: an exposition of the Nyaya and Vaice-sika systems, Oxf., 1921:

M i s h r a U., Conception of matter according to Nyaya-Vaicesika, Allahabad, 1936.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 4. Брасос – Веш. – М., Советская энциклопедия. – 1971.

Понятие: