Внимания устойчивость

ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - длительное удержание В. на предмете или какой-либо деятельности. Это свойство В. зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от степени подвижности и изменчивости объекта, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек и т.д. Люди со слабой нервной системой или перевозбуждённые могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, так же, как правило, характеризуется неустойчивым В. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению В. от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет В. в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, В. бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей В. у. чаще всего определяется сочетанием этих факторов, вместе взятых.

На неподвижном, неизменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется примерно 5 сек., после чего начинает отвлекаться. Если человек активно действует с объектом (напр., не просто пассивно смотрит в одну точку географической карты, а изучает рельеф и ландшафт к.-л. района на карте), то устойчивое В. может сохраняться 15 - 20 мин. Дальше могут следовать кратковременные отвлечения (на несколько сек), дающие возможность маленького перерыва в сосредоточенности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает В. у., но позволяет сохранить В. к данной деятельности до 45 и более мин. Чем младше школьник и чем труднее учебный материал, тем чаще должны быть кратковременные перерывы. Но злоупотреблять ими не следует, т.к. при частых и длительных перерывах всё труднее будет вновь втягиваться в работу.

Поддержание устойчивого произвольного В. у уч-ся зависит от ряда условий.

1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности. Осознание учеником долга хорошо учиться вызывает у него преднамеренное В. к учебной работе в тех случаях, когда что-то отвлекает его от учения. Большое значение имеет осознание важности, личной и общественной значимости цели деятельности.

2. Отчётливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности. Одно дело, если учитель ставит перед учеником самую общую и неопределённую задачу - слушать ответ вызванного к доске товарища. Совсем другое дело, если учитель ставит конкретную задачу - следить, как отвечает урок вызванный ученик, фиксировать его ошибки и готовиться исправить их. В этом случае школьник внимательно относится к ответу товарища, необходимость быть внимательным вполне осознана.

3. Привычные условия работы. Если школьник готовит уроки в строго определённое время и на постоянном, привычном месте, если его рабочее место и учебные принадлежности содержаться в порядке, а сам процесс работы хорошо организован, то уже одно это создаёт установку на произвольное В.

4. Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность, которую выполняет ученик, может и не вызвать у него непосредственного интереса, но у школьника существует устойчивый интерес к результату деятельности. На этой основе возникает косвенный интерес к деятельности как средству достижения желаемой цели. Ежедневные однообразные и утомительные упражнения в фигурном катании вызывают интерес у школьника, поскольку он осознаёт их роль в достижении заветной цели - стать перворазрядником по фигурному катанию.

5. Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум). Многие учащиеся вообще могут поддерживать произвольное В. только в спокойной обстановке, тишине. Но если даже ученик и привык работать в неблагоприятной обстановке, при наличии помех, то, как показывают специально организованные опыты, он при этом гораздо быстрее утомляется, затрачивает гораздо больше сил и времени, значительно снижается качество (возрастает число ошибок, поправок) и кол-во (число сделанных примеров и задач, написанных предложений) учебной работы учащихся.

Сами уч-ся (особенно младшего школьного возраста) часто не осознают отрицательного влияния некоторых раздражителей на учебную деятельность. Эти школьники уверяют, что внимательно занимаются и им не мешает радио или телевизор. На самом же деле особенно сильным раздражителем, отвлекающим В. учащихся при подготовке домашних заданий, являются как раз телепередачи. Поэтому надо соблюдать правило: пока школьник готовит уроки, телевизор в комнате должен быть выключен. Наблюдения и специальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают её. Лёгкий шум, который доносится в комнату, шорохи листьев, тиканье часов и другие слабые звуки не только не разрушают В., но иногда даже усиливают его. Абсолютная, «мёртвая» тишина не повышает, а снижает эффективность умственной работы, т.к. сосредоточить В. на работе становится очень трудно: постепенно возникает сонливое состояние.

Экспериментально доказано, что дети, обучающиеся в классе с совершенно гладкими белыми стенами, без к.-л. рисунков и украшений, с матовыми стёклами в окнах усваивают предмет хуже, чем школьники, размещённые в классной комнате с окрашенными стенами, картинами, рисунками и таблицами на стенах, цветами на подоконниках и приятным видом за окнами.

Согласно физиологическим данным, при устойчивом В. очаг оптимальной возбудимости достаточно устойчив или колеблется в пределах только тех участков коры, которые регулируют одну и ту же деятельность.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 62-64.

Понятие: