Внимания развитие

ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ - В. развивается в результате отдельных мероприятий, не путём применения отдельных приёмов, а всей системой учебно-воспитательной работы учебного заведения. Успешное воспитание В. зависит от следующих основных условий.

1. Воспитание произвольного (волевого) В. по сути дела сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия. У учащихся необходимо постепенно и настойчиво воспитывать стремление добиваться цели, непременно сделать намеченное. Требовать, чтобы учащиеся всегда, в любой деятельности, при выполнении любой работы, даже если она привычна, легка, хорошо освоена, был внимательным. Никогда не работать невнимательно. Только в этом случае будет воспитана привычка быть внимательным. Надо целеустремлённо воспитывать у учащихся умение самому заставлять себя быть внимательным, делать внимание послушным. Учащийся должен поверить в свои силы, поверить, что он может это сделать. Кстати, не следует абсолютизировать в принципе правильное требование, чтобы работа учащихся происходила в благоприятной обстановке, без помех и отвлекающих раздражителей. В таких условиях может выработаться изнеженное, избалованное В., и учащихся (а потом и взрослый человек) не сможет работать при разного рода помехах (например, инженер не сможет сосредоточиться в условиях производственного шума). Поэтому иногда полезно закалять, тренировать В. учащихся, приучить его работать в любых условиях, не всегда вполне благоприятных, приучать не отвлекаться на посторонние раздражители, а не просто устранять их.

2. Воспитанию привычки быть внимательным способствует чёткая организация урока, занятия. Рабочий ритм урока (занятия), динамическое ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная, выразительная речь педагога, сочетание эмоциональности и логичности изложения создаёт у учащихся установку быть внимательными. Особенно важно найти оптимальный темп ведения урока, лекции, лабораторного занятия, не поспешно-торопливый, но и не нарочито замедленный, т.к. торопливость в работе учащихся приводит к их невнимательности и ошибкам, а замедленный, вялый темп работы способствует отвлечению В. Надо помнить, что однообразная, монотонная работа быстро утомляет, с чем связано притупление и отвлечение В. Дети же утомляются от однообразной работы быстрее, чем взрослые. Поэтому необходимо разнообразить работу учащихся на занятии. Разумеется, слишком частая смена занятий не способствует формированию устойчивого В. - учащихся не успевает втянуться в одну работу, как ему приходится переключаться на др.

3. Необходимо создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся. Прямые словесно выраженные требования педагога к уч-ся быть внимательными, не отвлекаться часто не приводят к цели. Если же педагог активизирует мыслительную деятельность учащихся, добивается, чтобы они были захвачены работой, а не пребывали в состоянии интеллектуальной пассивности, бездумно слушая педагога и созерцая то, что он им показывает, если они активно осмысливают материал, производят с ним активные действия - сравнивают, сопоставляют, наблюдают, анализируют, обобщают, делают выводы, решают конкретные задачи, то в этом случае не возникает необходимости специально заботиться о В. обучаемых. Особенно важно, чтобы и при опросе отдельных учащихся активно работал весь класс, вся аудитория, ведь многим просто надоедает слушать ответы товарищей (особенно слабых). «Дополни ответ»; «Поправь товарища»; «Кто скажет точнее и короче?»; «Приведи пример» - таким образом педагог включает в опрос весь класс, всю аудиторию.

Выполняемая уч-ся работа должна быть посильной для них, не чрезмерно трудной и сложной, но и не очень простой и лёгкой. Если работа чересчур трудна, то обучаемый быстро утомляется, теряет интерес к ней, начинает отвлекаться. Если работа очень легка, она также перестаёт интересовать ученика, В. его рассеивается.

4. Непроизвольное В. учащихся связано с непосредственным интересом к учебному материалу занятий. Одна из задач педагога - сделать занятие интересным для учащихся. Но это не значит, что урок или любое др. учебное занятие всегда должны быть занимательными. Во-первых, потому, что на этой основе у уч-ся может выработаться избалованное В. - привычка обращать В. только на то, что интересно. Во-вторых, не весь учебный материал может вызвать интерес для уч-ся. Обучаемый должен привыкать быть внимательным в любом случае. К.Д. Ушинской по этому поводу писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность». Подлинный интерес учащихся к учебному материалу должен обусловливаться не внешней занимательностью. Подлинный интерес зависит от содержания учебного материала, когда обучаемые сознают, что знания, которые им сообщает преподаватель, пусть и лишены внешней занимательности, но имеют большое познавательное и практическое значение. Педагог специально подчёркивает это: «То, что я вам сейчас сообщу, может быть, и не слишком интересно, но очень важно, в жизни это постоянно вам будет нужно».

5. Важное условие воспитания В. - труд учащихся в учебных мастерских, межшкольных учебно-производственных комбинатах, учебных цехах предприятий, на фермах и на полях колхозов и совхозов. Строгий режим труда, определённый его распорядок, правильная организация рабочего места, необходимость строго исполнять указания инструктора мобилизуют В., приучают сосредотачиваться на работе.

6. Важно упражнять произвольное В. учащихся (особенно младшего и сред-него возраста), воспитывая их наблюдательность.

7. Большое значение имеет общественное мнение класса, группы. Коллектив должен быть организован так, чтобы все работали внимательно, осуждая тех, кто отвлекается и мешает работать др.

8. Наконец, педагогу следует знать индивидуальные особенности В. каждого учащихся. Только тогда можно ставить определённые задачи по воспитанию В. и устранению недочётов у каждого обучающегося. Надо знать причины, породившие недостатки В., и постараться устранить их.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 58-60.

Понятие: