Внимания объём

ВНИМАНИЯ ОБЪЁМ - количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются В. одномоментно. Указание на одномоментность здесь важно потому, что наше В. обычно может очень быстро переходить от одного объекта к др., что создаёт иллюзию большого объёма внимания. Для определения В. о. экспонируют (показывают) группу объектов (цифры; не связанные между собой буквы; отдельные предметы) в промежуток времени, равный 1/10 сек. Этого времени достаточно для того, чтобы возникло отчётливое зрительное восприятие. Однако опыты показывают, что этого времени совершенно недостаточно для того, чтобы сознательно отразить предметы, попавшие в поле зрения. Исп. в условиях такого опыта называет лишь некоторые предметы, а об остальных говорит, что они были, но не успел обратить на них В. Для отражения предметов, попадающих в поле зрения, необходимо более длительное время. Для определения В. о. пользуются специальными приборами - тахистоскопами, которые дают возможность показать человеку несколько объектов на 1/10 сек.

В. о. взрослого человека - от 4 до 6 объектов, школьника (в зависимости от возраста) - от 2 до 5 объектов. Это при условии, что предъявляют отдельные, не связанные между собой объекты. Если включить, напр., буквы в смысловое целое (слово), то количество отражаемых отдельных букв значительно возрастает. В этих условиях слово воспринимается как единый объект, и исп. не замечает перестановки, пропуска или неправильного написания отдельных букв в слове. Можно увеличить В. о., объединяя предметы в группы, и этим уменьшить кол-во объектов, воспринимаемых как отдельные единицы. Для первоклассника каждая буква - отдельный объект. Развитие навыков чтения приводит к тому, что слово, а позже и предложение воспринимаются в целом, как единый смысловой объект.

Увеличение В. о. путём группировки предметов не должно идти в ущерб его распределению. Правильное сочетание группировки с распределением В. между отдельными элементами целого тесно связано с развитием познавательных процессов: восприятия (отношение части и целого), мышления (отношение общего и единичного).

Увеличение В. о. с физиологической точки зрения есть расширение участка с оптимальной возбудимостью, сужение В. о. связано с концентрацией участка с оптимальной возбудимостью.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 56-57.

Понятие: