Способности (Коджаспирова)

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психол. особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. Способности   педагогические — обобщенная совокупность таких индивидуально-психол. особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности. Различают виды способностей педагогических: гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания); дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться, сотрудничать); конструктивные (умение отобрать, создать, спроектировать учебно-воспитательный материал); организаторские (умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей); перцептивные (умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состояния, способность к эмпатии); прогностические (умение осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности); суггестивные (эмоционально-волевое внушающее влияние учителя, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия); экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм учителя, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой).

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 141-142.

Понятие: