Сциентизм (Кириленко, Шевцов, 2010)

СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientio - наука) — мировоззренческая позиция, согласно которой особенности познавательной деятельности, характерные для естествознания, являются эталоном для любой формы познавательной активности. Так, например, если обыденное познание не удовлетворяет критериям научности, «работающим» в естественных науках, то его необходимо «онаучивать», подтягивать к эталону. С точки зрения С. философия — лишь «начальная наука». Единственное назначение искусства — решать в образной форме познавательные задачи. В социальной практике С. проявляет себя как стремление организовать жизнь общества на научной основе, верит в могущество научно-технического прогресса, стремится с помощью науки разрешать социальные конфликты.

Противоположная С. позиция получила название антисциентизма. Это признание ограниченности сферы влияния «научного разума». Антисциентизм указывает на принципиальную невозможность понять с помощью научно оснащенного разума феномен человеческой свободы, творчества, индивидуальности. Антисциентизм выступает против понимания научно-технического прогресса как определяющего начала социальной жизни, выступает против нивелирующего всех единого образа жизни, призывает к возврату к традиционным ценностям, к индивидуально-групповым формам общения, резко возражает против универсализации социальных связей.

Противостояние С. и антисциентизма сложилось в XX в. К сторонникам С. традиционно относят неопозитивистов, авторов концепций индустриального и постиндустриального общества. Отдельные аспекты философской доктрины марксизма позволяют причислить это направление (с существенными оговорками) к С. Антисциентистская ориентация воплощена в идеях экзистенциализма, философии Франкфуртской школы. Приверженцы этих течений усматривают в учении о человеке К.Маркса предпосылки антисциентистских взглядов. Антисциентистская направленность прослеживается в общественных движениях — феминизме, экологическом движении, молодежном движении, отчасти — в идеях неоконсерватизма.

Традиция современного С. имеет прочные корни. Он присутствует в многочисленных учениях древних о различении знания и мнения, в учении о методе Нового времени. Сциентистские представления можно обнаружить в утопии Фр. Бэкона «Новая Атлантида». Противоположная традиция в прошлом в виде самостоятельного течения не оформилась. В XIX в. в России антисциентистская направленность присутствовала в работах «любомудров», а позже проявилась в трудах большинства представителей русской религиозной философии. Прообразом взаимоотношений сциентистской и антисциентистской ориентаций может служить идея «двойственной истины» — особого взаимоотношения веры и разума в средневековой традиции.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 365-366.

Понятие: