Неоплатонизм (Кириленко, 2010)

НЕОПЛАТОНИЗМ - философская школа античности, возникла в III веке до н.э. как развитие и систематизация идей Платона. Основатель неоплатонизма — Плотин, изложивший своз учение в лекциях, позже изданных его учеником Порфирием («Эннеады»), Взаимодействие с современными ему философскими школами, сложные взаимоотношения с христианством придают неоплатонизму особую философскую значимость. Деятельность этой философской школы была прекращена в 529 году, когда император Юстиниан издал декрет о закрытии языческих философских школ. Кроме Плотина и Порфирия, неоплатониками являлись Прокл, Ямвлих, Гипатия, Иоанн Филопон. В IV веке римский император Юлиан Отступник пытался соединить в своей концепции Н. и христианство.

Первоначало в философии неоплатонизма, исходное первоединство. Бог недоступен разуму, он «сверхбытиен». Постичь это Единое можно, только встав на путь апофатизма — абсолютной отрицательности, осознания невозможности приписать Единому какие-либо конкретные свойства. Постичь это первоединство можно только путем мистического экстаза, исхождения из тела. Единое можно представить в виде источника света, излучения, истечения которого («эманации») и есть путь творения разнообразных сфер бытия, находящихся в строгом соподчинении. Убывание света есть одновременно нарастание тьмы и хаоса. Творение мира не есть целенаправленный процесс. Единое не похоже на Бога-личность, Бога-творца христианства. Вторая нижестоящая ступень — это умопостигаемое бытие, Ум. Он раздваивается на субъект и предмет. Одна сторона обращена к Единому, другая направлена вниз, на многое. Ум заключает в себе как бы чистую структуру мира многого.

Следующая ступень эманации — Мировая душа. Она также имеет две стороны: одной она обращена к Уму, другой — к чувственному миру, к Природе. Душа относится к идеям как к внешним по отношению к ней, она существует во времени, но нематериальна, она является источником изменений. Природа своей высшей стороной выступает как затененная сторона Души, низшая же ее сторона рождает Материю. Материя — это угасание света, исходящего от Единого, это недостаток добра, тепла. Материя не ведет абсолютно самостоятельное существование, о ней можно говорить только как об абсолютном недостатке света. Н. отвергает автономное существование материи, допускаемое Платоном. Душа человека также имеет две стороны, также стремится к свету и может упасть во мрак.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 243-244.

Понятие: