Брейнсторминг

БРЕЙНСТОРМИНГ (мозговая атака) - метод стимуляции творческой активности и продуктивности. Разработан А.Ф. Осборном. Исходит из предположения, что критика или боязнь критики служат помехой творческому мышлению. Если человек считает, что его идея плоха или может быть критически оценена слушателями, он не захочет испытывать или высказывать её вслух. В этом случае многие потенциально хорошие идеи оказываются навсегда потерянными для окружающих. Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при высказывании идей, и был разработан метод мозговой атаки (брейнсторминг). Для эффективного использования данного метода необходимо соблюдать следующие правила: 1) в группу генераторов идей включают людей различных специальностей. Для получения наилучших результатов рекомендуется, чтобы члены группы не были лично заинтересованы в рассматриваемой задаче и не были слишком глубоко связаны друг с другом. Они должны иметь лишь общее представление о задаче и не обязаны быть специалистами по рассматриваемому вопросу; 2) свободно и без доказательств высказываются любые идеи, в том числе ошибочные, шутливые и фантастические. Чем более неожиданной кажется идея, тем лучше. Нужно, чтобы поток идей был бурным, и они следовали друг за другом, тогда вероятность натолкнуться на хорошую идею выше. Регламент высказывания - одна минута. Идеи протоколируются или фиксируются на магнитной ленте; 3) при высказывании идей исключается всякая критика. В ходе Б. между его участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Принято, чтобы мысль, высказанная одним участником штурма, подхватывалась и развивалась др.

Группа генераторов идей обычно состоит из 6 - 10 человек. Штурм проблемы продолжается не больше 20 - 40 мин. Перед группой «штурмовиков» ставится вопрос, на который можно и нужно дать много ответов. Вопрос формулируется просто, понятно, в форме, удобной для обсуждения. Собрав сведения от участников брейнсторминга, руководитель передаёт их на заключение специалистам.

Брейнсторминг можно рассматривать как чрезвычайно быстрый способ генерирования идей, которые могут послужить основой для серьёзного поиска решения. По мысли Т.В. Кудрявцева, брейнсторминг можно применять для решения проблем, которые вначале трудно сформулировать, а главное - определить пути их решения. В брейнсторминге привлекательной и полезной для педагога является мысль о том, что каждый человек может проявлять себя как более творческая личность, но неуверенность в себе, в своих силах, боязнь ошибиться препятствует этому и не даёт возможности человеку взяться за решение многих задач, которые объективно доступны для него. Подобная мысль является одним из главных принципов системы учебно-воспитательной системы работы В.Ф. Шаталова: «...снять чувство страха с души ребёнка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нём полноценного, способного к творчеству, серьёзного человека».

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 39-40.