Конкуренция (Лопухов, 2013)

КОНКУРЕНЦИЯ — 1) элемент рыночного механизма; 2) форма взаимодействия рыночных субъектов; 3) экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение заказа; 4) механизм регулирования пропорций общественного воспроизводства. Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу на рынке и выступают неотъемлемой чертой рыночных отношений. По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Первая предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества и надежности, с большим сроком службы. Модель идеализированной (совершенной) конкуренции предполагает: а) наличие множества продавцов и покупателей; б) однородность производимой продукции; в) невозможность продавцов и покупателей влиять на цены; г) знание фирмами-производителями состояния рынка; д) свободный вход фирм в отрасль и выход из нее; е) мобильность производственных ресурсов. Совершенная конкуренция никогда ни в одной стране не существовала и представляет собой научную абстракцию, необходимую для выявления принципов действия рыночного механизма. В реальной жизни рынки функционируют в режиме несовершенной конкуренции, когда на рынке остается ограниченное количество производителей и продавцов, крупнейшие из которых получают возможность в определяющей степени влиять на рыночные цены, когда вход потенциальных конкурентов на рынок затруднен, скудна и искажена информация о товарах, их качестве и полезности. Развитию конкуренции содействует создание малых предприятий, развитие антимонопольного законодательства, ограничение системы государственных заказов, разгосударствление и приватизация предприятий. Именно рыночные отношения и развитая конкуренция позволяют установить приоритет покупателя и устранить приоритет производителя, сделать экономику в целом более восприимчивой к технологической и организационной модернизации с учетом все возрастающих требований к экологичности, эргономичности, эстетичности товаров и услуг.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 164-166.

Понятие: