Диалектика (Кириленко, Шевцов, 2010)

ДИАЛЕКТИКА (греч. diatektike — искусство вести беседу) — учение о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли. Термин «диалектика» имеет различные смысловые оттенки. Для Зенона Элейского диалектика — это методическое опровержение доводов оппонента методом «от противного». В софистике диалектика сводится к опровержению как самоцели. Сократ говорит о диалектике как искусстве диалога, направленном на достижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия, «роды». Для Аристотеля диалектика — это аналитика и логика возможного. Для стоиков диалектика — часть логики.

Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее за рамки движения человеческой мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, истории, культуре. Диалектика Гегеля — это рассмотрение мира как мира развивающегося, в котором законы мышления и бытия едины и определяются взаимодействием противоположностей. Противоречие в гегелевской системе — механизм протекания любого процесса, независимо от участия в нем человека. Это диалектика тождества, где «зазор» между идеей и человеческой жизнью, идеей и природой не является предметом рассмотрения. Абсолютная идея Гегеля, хотя и отделена от человеческой жизни, представляет собой «очищенную» от подробностей логику развертывания человеческого духа, поэтому в ней присутствует смысловая векторность, идея свободы.

Другая форма диалектики, также основанная на идее тождества мышления и бытия, — это марксистская материалистическая диалектика. Марксизм в качестве носителя диалектики выбрал материю — нечто противостоящее человеку, лишенное человеческого смысла. Принцип тождества трансформируется в материалистической диалектикой в принцип единства мышления и бытия, однако степень прилаженности законов материального мира к законам человеческого мышления в материалистической диалектике не анализируется. Тем самым создается основа для рецидивов натурфилософского подхода к изучению мира, к навязыванию специальным наукам абстрактных философских схем.

В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимание ее как учения о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, познание, историю. Различные варианты диалектики предлагают различные принципы взаимоотношения противоположностей — от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или по крайней мере указывают на потребность в их объединении, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии — человека.

Последователи Гегеля — неогегельянцы (Ф. Брэдли, Т. Бозанкет, А. Либерт и др.) — в основном рассматривают диалектику не в качестве свидетельства мощи человеческого разума, основанного на тождестве Абсолюта и мира. Бога и человека. Диалектика для них — это форма проявления неизбежной ограниченности человеческих познавательных возможностей, попытка применить «конечные» познавательные инструменты, расчленяющие мир на части (законы формальной логики), к познанию бесконечного как абсолютной целостности. Диалектика в данной интерпретации теряет качество рациональной формы деятельности, окрашивается эмоциями.

Диалектика как учение о противоположности Бога и мира, об утверждении и отрицании, о синтезе различного и несходстве сходного является важной составной частью философии неотомизма и протестантской «диалектической теологии». В основе «диалектической теологии» лежит апофатический метод познания Бога, лежащий в отрицании его антропоморфных характеристик. Вера — единственно возможная форма противоречивого единства человеческого и Божественного. Неотомисты отвергают борьбу противоположностей, лежащую в основе гегелевской и марксистской диалектики. Взаимоотношения Бога и мира лишены заряда отрицательности. Неотомисты признают катафатический путь приближения к Богу, предполагающий возможность позитивных утверждений о Нем, на основании принципа «аналогии бытия».

Для «негативной диалектики» Франкфуртской школы основной задачей являлось выявление непримиримых противоречий социальной действительности с целью разрушения бинарности, противоречивости как основы человеческой жизни. Диалектика должна основываться не на понятии противоположности, но на понятии «иного» как бесконечного спектра человеческих возможностей.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 98-99.

Понятие: