Пралогическое мышление

ПРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, дологическое мышление — понятие, введенно французским философом Л. Леви-Брюлем (1857—1939) для характеристики «первобытного» мышления (мышления народов, не принадлежащих к современному западном типу общества). Опираясь на идеи французской социологической школы Э. Дюркгейма, Леви-Брюль утверждал, что различию структур человеческих обществ должно соответствовать различие высших умственных способностей принадлежащих к разным типам общества людей. Леви-Брюль подчеркивал не различия индивидуального мышления архаического и современного человека, но именно различия «коллективных представлений» разных сообществ. На уровне «коллективных представлений» «первобытное» мышление выступает как П.м. Логическое мышление, как его понимал Леви Брюль, — это мышление, избегающее противоречий. Первобытное мышление може быть названо пралогическим не потому, что оно предшествует логическому, а потому что оно игнорирует логический закон противоречия и следует закону партиципации (закону сопричастности). В силу этого в мышлении первобытных людей представления сочетаются иначе, чем в мышлении современного человека. Кроме закона партиципации П.м. свойственны также иная ориентированность прежде всего на мистические причины; исключение из причинных отношений случайности; отсутствие понятий, абстрактных терминов; предпочтение анализу синтеза (поэтому П.м. — «синтетическое по своей сущности»). Кроме того, в П.м. огромную роль играет память, в частности память о мифическом прошлом; значительное место отводится аффектам и не считается обязательной проверка заключений данными эмпирического опыта. Поскольку в П.м. широко используются мифологические образы, мистические объяснения сил и действий, Леви-Брюль считает П.м. мистическим.

Концепция П.м. была выдвинута Леви Брюлем как альтернатива «анимистической гипотезе» английской антропологической школы (Э. Тайлор, Дж. Фрэзер и др.). Представление о тождестве умственных процессов людей «низших» обществ и людей современного западного общества является, по Леви-Брюлю, методологической ошибкой этой школы. Он выступал и против другого постулата антропологической школы — эволюционизма, допуская, что черты П.м. в коллективных представлениях современных обществ сохраняются, в частности, в религии. Теория П.м. мыслилась ее создателем как инструмент исследования этапов развития человеческого сознания и законов общей эволюции духовной культуры. Крайности теории П.м. вызвали содержательную критику исследователей архаического созна-ния, например К. Леви-Строса, тем не менее ее важнейшие идеи оказали влияние на кон-цепцию интеллекта Ж. Пиаже, глубинную психологию К.Г. Юнга, феноменологию религии Г. ван дер Леува и ряд других крупных течений современной гуманитарной науки.

Литература:

Леви-БрюльЛ. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994;

Levy-Bruhl L. L'experience mystique et lessymbo- leschezlesprimitifs. P., 1938;

Мелетинский E.M. Поэтика мифа. M., 1995;

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 444-445.