Воскрешение (Кузнецов, 2007)

ВОСКРЕШЕНИЕ - по учению Н.Ф. Федорова, в отличие от воскресения мертвых по учению апостола Павла, процесс восстановления потомками своих умерших предков. Этот процесс, по Федорову, может быть только общим делом всего человечества, преодолевшего разделение на ученых и неученых и ликвидировавшего небратские отношения. Федоров не мыслил себе В. сразу всех поколений предков одним поколением людей. Он писал, что задача эта не одного дня, а длительного времени, в этом процессе знания людей будут совершенствоваться, и каждое вновь воскрешенное поколение отцов будет восстанавливать своих отцов, уже обогатившись опытом и знанием своих сыновей. «Хотя первый воскрешенный будет, по всей вероятности, воскрешен почти тотчас же после смерти, едва успев умереть, а за ним последуют те, которые менее отдались тлению, — писал Федоров, - но каждый новый опыт в этом деле будет облегчать дальнейшие шаги. С каждым новым воскрешенным знание будет расти...» (Федоров Н.Ф. 1982. С. 421). Федоров рассматривал В. какпроцесс реальный, а не мистический, как процесс, подчиненный разуму. Он полностью снимал покров таинственности, непостижимости с процесса оживления мертвых, характерный для понимания воскресения мертвых христианством.

По Федорову, существует реальная возможность В. даже тех давно умерших предков, прах которых уже рассеялся в пространстве. Каждая частица материи, считал Федоров, несет на себе след пребывания в составе какого-либо организма. Задача заключается в том, чтобы найти эти частицы и по оставшимся в них следам восстановить тела умерших. «Для воскрешения недостаточно одного изучения молекулярного строения частиц, — пишет Федоров, — но т.к. они рассеяны в пространстве Солнечной системы, может быть, и других миров, их нужно еще и собрать; следовательно, вопрос о воскрешении есть теллуросолярный или даже теллурокосмиче- ский» (Федоров Н.Ф. 1982. С. 421). «Собирание рассеянных частиц есть вопрос космотеллургической науки и искусства, следовательно, мужское дело, а сложение уже собранных частиц есть вопрос физиологический, гистологический, вопрос сшивания, так сказать, тканей человеческого тела, тела своих отцов и матерей, есть женское дело; конечно, — добавляет Федоров, — было бы странно, если бы физиологическая и гистологическая наука ограничивалась только живосечением и не могла бы перейти к восстановлению» (Там же. С. 419).

Рассматривая В. как реальный процесс воссоздания тел умерших предков, как «реальный путь не к упразднению, а к усовершенствованию вещественного мира и к его реальному, немистическому, одухотворению и оживлению», Федоров полагал, что в процессе совершенствования материального мира происходит все более полное его одухотворение и человек становится существом особого рода, он хотя и остается духовно-материальным, но приобретает способность свободного перемещения в космическом пространстве наподобие света или эфира и получает возможность осваивать его.

В. есть процесс постоянного обогащения человечества знаниями, и воскрешенный человек станет уже организмом особого рода: в нем будет сосредоточена вся мысль человеческая, все знания; он будет также неотъемлемой частью всей природы, всего мироздания. «Органами его сделаются и те способы аэро- и эфиронавтические, с помощью которых он будет перемещаться и добывать себе в пространстве вселенной материалы для построения своего организма. Человек будет тогда носить в себе всю историю открытий, весь ход этого процесса; в нем будет заключаться и физика, и химия, словом, вся космология, только не в виде мысленного образа, а в виде космического аппарата, дающего ему возможность быть действительным космополитом, т.е. быть последовательно всюду» (Там же. С. 405).

В целом в учении Федорова о В. сочетаются чисто рационалистические, научные подходы к проблеме победы над смертью с религиозным убеждением, что искупительная жертва Иисуса Христа делает В. реальным делом человечества.

Литература:

Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Н.Ф. Федорова. Т. I. Верный, 1906; Т. II. М., 1913;

Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 88-89.

Понятие: