Толлан / Тула

ТОЛЛАН. Вторая крупная метрополия Центрального плато [после Теотиуакана. – Ред. проекта], являющая пример подобного расцвета и возвышения. Толлан (Тула), буквально означающее «среди тростников» или «место тростников», на самом деле следует переводить как «место населенное». Хотя название «Толлан» приписывалось разным городам, в том числе Теотиуакану, ацтеки, похоже, называли так Толлан-Шокотитлан (ныне мексиканский штат Идальго). Основан город был около 900 г. тольтеками (тольтеками-чичимеками), к которым присоединились ноноальки. По своему языку тольтеки относятся к юто-ацтекской группе, и пришли они с севера Мезоамерики, где процветала культура чальчиуитов, происхождение которой археологи определяют между началом нашей эры и 900 г. Она к тому времени уже имела культурные черты и элементы, которые обозначат вскоре постклассический горизонт: появление Чак-моолей *, цомпантли (стен черепов) и огромных залов возвестили новый тип более милитаризованного общества.

Хотя чичимеками обычно называют кочевые народы, жившие охотой и варваров, тольтеки-чичимеки тем не менее являлись носителями определенной культурной традиции, повлиявшей на облик городов, способы строительства, методы обработки камня и производство керамики Койотлателько.

Краткая история

Ведомые легендарным вождем Мишкоатлем, Облачным Змеем, Млечным Путем, обожествленным после смерти и ставшим покровителем охоты, тольтеки обосновались в Долине Мехико в начале IX в. в Серро-де-ла-Эстрелья, в месте Кулуакан. Сын и наследник Мишкоатля Се Акатль Топильсин Кецалькоатль стал знаменитым героем мексиканской истории. Рожденный в первый год Се Акатль, «1 Тростник» (935 либо 947 г.), он ассоциируется в испаноязычной литературе с богом Кецалькоатлем, Пернатым Змеем. По преданиям, у него была светлая кожа, длинные волосы и черная борода. Между прочим, Кортес воспользовался некоторой своей схожестью с Се Акатлем. Во время правления легендарного правителя столица тольтеков была перенесена из Кулуакана в Тулансинго, а затем в Тулу. Что касается ноноальков, или «немых», названных так, потому что они не говорили на науатле, народ этот принес с собой искусства и ремесла из древних очагов цивилизации Пуэбла и Мексиканского залива, позволив тольтекам достигнуть высокого уровня культуры, за что впоследствии были признаны наследовавшими им ацтеками основателями цивилизации.

Предания говорят, что однажды в Туле произошли столкновения. Одни источники утверждают, что причиной послужила этническая вражда отдельных городских общин, а в «Истории толътеков-чичимеков» говорится о противоборстве почитателей кровавого Тескатлипоки, Дымящегося Зеркала, и адептов Кецалькоатля, мирный культ которого возглавил верховный жрец и правитель Се Акатль Топильсин. Борьба противоборствующих лагерей около 987 г. завершилась уходом правителя, его свиты и многочисленных приверженцев. Их уход послужил почвой для различных историй мифологического характера. В конце XII в. Тула была разрушена страшным пожаром, возникшим вследствие внутренней распри или нападения кочевников-чичимеков, пришедших с севера. По некоторым сведениям, последний правитель Уемак оставил Тулу и поселился в Чапультепеке, где покончил с собой, в то время как отдельные общины тольтеков расселились по многим городам Мексиканской долины. Таким как Шикко, Аскапоцалько и особенно в Кулуакане, последнем тольтекском бастионе, откуда, как считалось, произошла династия правителей Тулы.

Тула - «мать искусств, оружия и законов»?

Несмотря на малое количество артефактов, найденных в окрестностях Тулы, и на то, что экзотические товары, получаемые посредством торговли, встречались здесь реже, чем в Теотиуакане или Теночтитлане, несомненно, тольтеки добились контроля над большей частью Мексики. «Свинцовая» керамика (плюмбат), глянцевая с металлическим блеском, изображающая животных и мексиканских божеств, обычно приписываемая тольтекам, была на самом деле создана не на Центральном плато, а в зоне науа ** Соконуско (побережье Чиапаса), производство и распространение которой подчинили себе тольтеки, так же как производство какао, произраставшего в том же районе. Тем не менее не совсем ясно, почему восторженные мешикские описания роскоши и утонченности Тулы не подтверждаются результатами археологических раскопок. Однако некоторые дошедшие до нас предметы — кадильницы, мангалы и особенно знаменитая голова койота из «свинцовой» керамики, украшенная кусочками перламутра, подтверждают высокий технический и художественный уровень мастеров, тольтекайотль ***. Следует также учитывать, с одной стороны, непродолжительное существование Тулы, сравнимое по времени с поселениям майя в классическую эпоху или Теотиуаканом. С другой стороны, известно, что Тула разграблялась ацтеками, вывезшими ее скульптуры, фризы и другие архитектурные элементы, для украшения Теночтитлана. В глазах ацтеков Тула была необыкновенным городом, с великолепной планировкой и прекрасными дворцами. Они считали тольтеков великими творцами культуры и искусства, изобретателями тонких ремесел, письменности и календаря. По мнению ацтеков, во главе империи тольтеков стояли полубожественные правители. В самом деле, не достигнув ни по размерам, ни по численности Теотиуакана и Теночтитлана, Тула, со своими 50 000 жителей и площадью приблизительно 13 км2, в свое время была самым великим городом Центральной Мексики. Ее храмовый комплекс, среди прочего, включал две площадки для игры в мяч, две большие пирамиды, здание «Б», или храм Тлауискальпантекутли, «божества утренней звезды — Венеры», на вершине которого высились четыре монументальные колонны, исполненные в виде атлантов-воинов. Зодчество и скульптурное искусство Тулы демонстрируют некоторое родство, с одной стороны, с архитектурой и скульптурой Теотиуакана: ориентация зданий, платформы пирамид в технике талуд-таблер, с другой стороны, с архитектурой и скульптурами майя Чичен-Ица на Юкатане: фризы с изображением животных, пожирающих человеческие сердца или скелеты, сцены сражений, шествия воинов, чьи плюмажи и прочие украшения свидетельствуют об их ранге, небольшие святилища. В Туле, как и в Чичен-Ице, новизна выражается в колоссальных архитектонических скульптурах: атлантах в образе воинов, знаменосцев, скульптурных колоннах, также представляющих воинов, вестибюлях с колоннами, огромных залах с колоннами, вмещающих большое число людей и отражающих перемены в структуре власти в пользу военного порядка.

Два элемента, Чак-мооль и цомпантли, уже представленные в древней культуре чальчиуитов, встречаются в Туле, так же как и в Чичен-Ице, демонстрируя воинственный характер населения этих городов. Чак-мооль — это круглая скульптура, обычно помещаемая при входе в храм и представляющая воина в шлеме. Он лежит на спине с согнутыми ногами, голова повернута перпендикулярно телу; на его животе сосуд, иногда придерживаемый руками, предназначенный для сердец жертв. Цомпантли, в свою очередь, представляли собой либо пирамиду из горизонтальных перекладин, поддерживаемых вертикальными стойками, на которых помещались головы жертв, принесенных непосредственно Тескатлипоке, либо, упрощенно, шест, на который нанизывалась(лись) голова (или головы) жертв, или же каменную стену, покрытую рядами скульптурных черепов. В Туле, кроме маленького алтаря, украшенного фризом из черепов, чередующихся с человеческими костями, возле здания Эль Король были обнаружены к востоку от площадки для игры в мяч №2 остатки настоящего цомпантли, поверхность которого была покрыта фрагментами человеческих черепов, свидетельствовавшими о практике человеческих жертвоприношений путем отсечения головы и ее связи с ритуалами игры в мяч, подобно Чичен-Ице, в которой украшенная черепами платформа также находилась рядом с площадкой для игры в мяч.

Примечания

* Скульптура, изображающая лежащего человека с головой, повернутой в сторону, держащего руками стоящий на животе поднос.

** Некоторые современные исследователи (например, А. Шепард и Г. Нефф) считают, что эта керамика не имеет отношения и к науа.

*** В переводе с науатля — «тольтекский дух», т.е. дух культуры, цивилизации, городской жизни.

Дюран-Форэ Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 20-26.

Понятие: