Тескатлипока (Дюран-Форе, 2013)

ТЕСКАТЛИПОКА. Этот бог [ацтеков] был тесно связан с божествами двойственности; к тому же он имел множество их черт. У него было почти столько же имен, как у Ометеотля, некоторые из них были идентичными, например Мойокояни, «тот, кто изобрел себя сам», Тлок науак, «тот, кто содержит все в себе», Тескатланештиа, «зеркало, которое делает вещи существующими». Другие имена соответствовали видам, или аватарам,Тескатлипоки:Тепейоллотль, «сердцегоры», изображавшийся в виде ягуара; Ицтли, «жертвенный нож»; Теккистекатль/Текукистекатль, «тот в раковине, бог Луны», или Ишкимилли, «тот, чьи глаза завязаны», бог карательного правосудия.

Согласно комментариям «Кодекса Малъябеки», Тескатлипока был «главным из их самых важных богов». Саагун квалифицирует его как «otro Jupiter» («другой Юпитер»).

Бог вездесущий, всеведующий, бог-колдун — ничто не ускользало от Тескатлипоки благодаря обсидиановому зеркалу у него на лбу, и в свой тла чиалони («оптический аппарат») он видел все, что происходило в мире.

Всемогущий, он был очень опасен, поскольку насылал своими стрелами наказания. Покровитель военного училища и сам вечно юный воин, он носил оружие: меч, атлатль — «толкатель», и стрелы. Его тело было черным, а лицо — желтым с широкими горизонтальными черными полосами.

Тескатлипока был также ночным небом, ночным ветром, Большой Медведицей, чья последняя звезда в хвосте исчезала за горизонтом на широте Мексики; он часто изображался в пиктографических рукописях с дымящимся зеркалом на месте левой ноги, оторванной земным чудовищем.

Дюран-Форе Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 135-136.

Понятие: