Константинов дар (Филатов, 2011)

КОНСТАНТИНОВ ДАР (Donatio Constantini) — подложная грамота от лица римского императора Константина Великого (306-337) на имя римского папы Сильвестра I (314- 335), сыгравшая большую роль в истории папства. Грамота сообщает о том, что император Константин якобы был избавлен от проказы, а затем крещен Сильвестром в Риме и в благодарность за это, перенося столицу империи на восток, передал во владение папе «Рим, а также все провинции, местности, города Италии и западных областей». Кроме того, император якобы этой грамотой предоставил кафедре наместников святого Петра «власть и почести императорские», права верховного судьи духовенства, а также первенство в отношении к четырем патриархам и вообще всем Церквям. Грамота объявляет храм Спасителя в Латеранском дворце главой всех храмов в мире, приводит длинный перечень драгоценных облачений и украшений, передающихся от императора папе, и перечисляет привилегии, даруемые римскому духовенству. В завершении своего указа Константин якобы изложил свои взгляды на принцип отношений между светской властью и властью духовной и заявил, что «не подобает земному царю властвовать там, где небесным Царем учреждено было первенство священства и главенство религии христианской». О времени и причинах написания этой грамоты высказываются разные взгляды. По одной из версий, она была составле-на в Риме в середине VIII в., когда при папах Павле I (757-767) и Стефане III (768-772) усилился культ Сильвестра I; по другой — в VIII—IX вв. в одном из франкских монастырей, для обоснования претензий папского престола на верховенство в христианском мире и законности созданного в 756 г. Папского государства. Впервые официально ссылались на «Констанинов дар» для обоснования своих территориальных претензий римские папы французы Григорий V (996-999) и Сильвестр II (999-1003), но это вызвало резкое противодействие и подозрения в подложности документа при дворе императора Священной Римской империи германской нации Оттона III (983-1002). После этого полвека о грамоте никто не вспоминал. Затем папа Лев IX (1049-1054), тоже француз, энергично использовал ее во время своего столкновения с Византией, приведшего к разделению церквей. С тех пор и особенно в XII в. ссылка папства на «Константинов дар» стала постоянным аргументом в борьбе Рима со светской властью. Подложность этого документа была доказана в XV в. итальянским ученым Лоренцо Валлой, апостольским секретарем папы Николая V [1447-1455).

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 515-516.