Серьезный

СЕРЬЕЗНЫЙ (SERIEUX). Заслуживающий внимания и усилий; проявляющий внимательность и усердие. Не следует путать серьезность с достоинством, которое заслуживает уважения, и значительностью, в которой может присутствовать элемент трагизма. Серьезность — это нечто такое, с чем не шутят, а серьезный человек — это тот, кто не склонен к шуткам. Вот почему эпитет «серьезный» нередко употребляется в уничижительном смысле — если серьезность путают с солидностью или если в ней видят недостаток чувства юмора и легкости. В то же самое время серьезное может обозначать границы смешного, отделяя юмор от фривольности: смеяться можно над чем угодно, но это не отменяет необходимости каждому из нас исполнять свои обязанности. В некоторых обстоятельствах серьезность выступает в качестве этического требования, когда речь идет об ответственности, постоянстве или, как говорил Мунье (214), «обязательстве без обмана и корысти». Это очень хорошо известно родителям. Действительно, с рождением ребенка люди вдруг становятся чрезвычайно серьезными! Что, конечно, не мешает им смеяться, в том числе и над собственной серьезностью. Но они понимают: никакие шуточки отныне не избавят их от взятой на себя ответственности. В более общем виде этот подход проявляется в любой ситуации, сталкивающей нас с нашими обязанностями. Никто не обязан быть героем, но так же никто не свободен от ответственности. «Не обязательно быть во всем первым, — говорит Янкелевич (215), — достаточно быть верным и серьезным» («Неотъемлемое»).

Примечания

214. Эмманюэль Мунье (1905—1950) — французский философ-идеалист, основатель и глава французского персонализма. Путь освобождения человечества видел в моральном обновлении, духовной революции («Что такое персонализм?», 1947).

215. Владимир Янкелевич (1903—1985) — французский философ, родился в семье выходцев из России. Первый переводчик Фрейда на русский язык. Участник движения Сопротивления. Разрабатывал этическую проблематику философии. Автор «Трактата о добродетелях», исследования «Анри Бергсон», книг «Ригоризм и моральная жизнь», «Парадокс морали» и других.

 

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 523-524.

Понятие: