Художественный образ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — способ и форма освоения действительности в искусстве, всеобщая категория художественного творчества. В ряду других эстетических категорий художественный образ — сравнительно позднего происхождения. В античной и средневековой эстетике, не выделявшей художественное в особую сферу, искусство характеризовалось преимущественно каноном — сводом технологических рекомендаций, обеспечивающих подражание (мимесис) художественному началу самого бытия. К антропоцентрической эстетике Возрождения восходит категория стиля, связанная с представлением о деятельной стороне искусства, о праве художника формировать произведение в соответствии со своей творческой инициативой и имманентными законами того или иного вида искусства или жанра. Когда вслед за деэстетизацией бытия обнаружила себя деэстетизация практической деятельности, закономерная реакция на утилитаризм дала специфическое понимание художественной формы как организованности по принципу внутренней цели, а не внешнего использования (прекрасное, по Канту). В учении о формах и видах искусства Гегель изложил различные принципы построения художественного образа как различные типы соотношения «между образом и идеей» в их исторической и логической последовательности. Восходящее к гегелевской эстетике определение искусства как «мышления в образах» впоследствии подверглось вульгаризации в односторонне интеллектуалистических и позитивистски-психологических концепциях художественного образа конца XIX — начала XX в. У Гегеля, истолковывавшего всю эволюцию бытия как процесс самопознания, самомышления абсолютного духа, как раз при уяснении специфики искусства акцент стоял не на «мышлении», а на «образе».

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 503-504.