Философские основания науки (Подопригора, 2013)

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ — одно из центральных понятий современной философии науки, обозначающее совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические, гносеологические и методологические принципы научного познания. Возникновение представлений об имманентном вхождении философских построений в контекст научного знания в западной философии связано с преодолением свойственного неопозитивистской традиции демаркационистского разделения философии и науки. При этом положение о неотъемлемой представленности метафизической компоненты в основаниях научного поиска становится одной из важнейших тем в рамках современного постпозитивизма. Ф. о. н. здесь можно соотнести с понятиями «метафизической парадигмы» X. Куна, «жесткого ядра научно-исследовательской программы» И. Лакатоса, «исследовательской традиции» Л. Лаудана и др. В отечественной литературе понятие «философские основания науки» вводится в работах В. Степана, где под ними понимаются те философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы, так и онтологические постулаты науки. Философские основания науки выполняют две основные функции: во-первых, являются средством адаптации научных знаний к более широкому социокультурному контексту; во-вторых, определяют эвристические программы научного познания, ориентируя ученых на новые формы связи между субъектом и объектом и, соответственно, на открытие новых структур и законов бытия. В. Степин выделяет три основных исторических типа философских основания науки, соотносимых с этапами: 1) классического естествознания (XVII — конец XIX в.), признающего суверенность разума в постижении абсолютной объективной истины; 2) формирования неклассического естествознания (конец XIX — первая половина XX в.), обосновавшего принципы релятивизма и дополнительности, связанных с отказом от классического онтологизма и осознанием зависимости научных фактов от конкретных ситуаций и методов их получения; 3) неклассического естествознания современного типа, актуализировавшего роль субъекта, социально-исторические и психологические характеристики которого определяют соответствующие структурно-функциональные и динамические особенности познаваемого объекта.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 480-481.