Схоластика (Подопригора, 2013)

СХОЛАСТИКА [лат. scholastica, от греч. σχολαστικός  — ученый, школьный, … — ученая беседа, школа] — религиозно-философские учения западноевропейского Средневековья и Нового времени, которые, в противоположность мистике, видели путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В теологической форме схоластика разрабатывала и собственно философскую проблематику, главным образом в рамках номинализма и реализма, но в целом для схоластики философия была, по выражению одного из ранних ее представителей Петра Дамиани (1007-1072), «служанкой теологии» (philosophia est anculla theologiae). Схоластику можно разделить на ортодоксальную, т. е. прямо или косвенно санкционированную церковью, и оппозиционную, отвергаемую ею и по существу направленную против догматического богословия. В истории схоластики можно выделить следующие периоды: формирования (V—X вв.), ранней схоластики (ХI - ХIIвв.), поздней, или зрелой, С. (XIII— XIV вв.), кризиса С. (XV-XVIII вв.).

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 432.

Понятие: