Нарциссизм (Подопригора, 2012)

НАРЦИССИЗМ [греч. Narciss — Нарцисс, Наркисс] — в наиболее распространенном значении — самовлюбленность, любая форма любви к себе. Представление о нарциссизме и соответствующее понятие восходят к древнегреческой мифологии. Согласно самой известной версии, Нарцисс, увидев свое отражение в воде, не мог оторваться от созерцания своей красоты и умер от любви к себе. После смерти был превращен богами в цветок нарцисс. Понятие нарциссизма иногда используется как обозначение и символ человеческого самопознания. Именно поэтому, в соответствии с заветом великих мудрецов древности «Познай самого себя», цветок нарцисс является эмблематическим изображением философии как формы человеческого самопознания. Нарциссизм как научное понятие был введен в оборот X. Эллисом в 1898 г. для обозначения патологической формы самовлюбленности. Наибольшее распространение и популярность получил вследствие использования его в различных психоаналитических и психоаналитически ориентированных учениях. В классическом психоанализе 3. Фрейда понятие нарциссизма использовалось с 1910 г. и по мере развития его учения употреблялось в различных сопрягающихся значениях, которые всегда были связаны с обозначением или трактовкой состояния и (или) направленности либидо и действием принципа удовольствия. В конечном счете, в психоанализе понятие нарциссизма использовалось преимущественно для обозначения осознаваемой и неосознаваемой самовлюбленности и двух форм нарциссизма: 1) первичного нарциссизма — общего первоначального состояния либидо периода раннего детства, когда либидо ребенка полностью обращается на него самого (эту форму Фрейд считал нормальной стадией психосексуального развития, характеризующейся отождествлением объекта и субъекта любви); и 2) вторичного нарциссизма — когда либидо взрослого человека дистанцируется от объектов и обращается на своего собственного носителя — на Эго, «Я» человека.

Наиболее существенный вклад в позитивный сдвиг проблемы внес К. Абрахам, установивший существование негативного нарциссизма, который лежит в основе физической и моральной ипохондрии и меланхолии. В аналитической психологии К. Юнга понятие нарциссизм употреблялось преимущественно в качестве синонима самовлюбленности, хотя сам Юнг тяготел к сужению объема его значения до «мастурбаторной самовлюбленности». В 1970-1980-х гг. последователь Юнга Г. Кохут неоднократно критиковал фрейдовскую концепцию нарциссизма за психобиологический подход и избыточную акцентировку принципа удовольствия. Но эта критика не увенчалась позитивным решением проблемы. Особое значение нарциссизм как феномен и научная проблема приобрел в гуманистическом психоанализе Э. Фромма, в котором психоаналитическая концепция нарциссизма квалифицировалась как одна из наиболее плодотворных идей Фрейда. Развивая идеи Фрейда, Фромм осуществил существенную реформацию психоаналитического подхода, определенную переформулировку проблемы и на основе собственных исследований создал оригинальное учение о нарциссизме. Предложив понимание либидо как психической энергии, не идентичной энергии сексуального влечения, Фромм интерпретировал нарциссизм как компенсатор недоразвитых инстинктов, своеобразное эмоциональное состояние, отличительными признаками которого являются отсутствие подлинного интереса к внешнему миру и концентрация носителя нарциссизма только на себе, своих витальных и экзистенциальных потребностях и интересах, неизбежно влекущих утрату способности к рациональным суждениям и функционирование на основе предубеждений. На базе исследований индивидуального, группового и общественного Н. Фромм пришел к выводу, что у каждого человека есть «нарциссическое ядро», оптимальное биологическое функционирование которого служит выживанию, но при выходе на максимальные режимы оно же является угрозой для жизни.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 248-250.