Черноморские проливы

ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ - Босфор и Дарданеллы - соединяют Черное, Мраморное и Средиземное моря. Они принадлежат Турции и имеют исключительно важное военно-стратегическое и экономическое значение. С конца XVIII в. после превращения России в черноморскую державу судоходный режим проливов стал для нее одной из первостепенных внешнеполитических проблем. От решения этого вопроса во многом зависели безопасность южных рубежей России и возможность экономического развития Причерноморья. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г. за Россией было признано право торгового мореплавания в Черном море и проливах. Позднее такое же право получили др. государства (за исключением воюющих с Турцией). По русско-турецким союзным договорам 1799 и 1805 гг. Россия получила право прохода через проливы военных и транспортных судов, но в 1806 г. Турция отменила свое разрешение под воздействием наполеоновской дипломатии.

Подходы к решению проблемы проливов в XIX — начале XX в. у русского правительства были различными. Выдвигались проекты: захват Босфора и Стамбула; урегулирование судоходного режима на основе двусторонних русско-турецких соглашений (см. Ункяр-Искелесийский договор 1833 г.); создание международно-правовой базы режима проливов с участием европейских государств. С 40-х годов XIX в. режим проливов регулировался многосторонними международными соглашениями (см. Лондонская конвенция 1841 г., Парижский мирный трактат 1856 г., Лондонская конвенция 1871 г., Берлинский трактат 1878 г., Англо-франко-русское соглашение 1915 г.).

Международные реалии, сложившиеся после окончания Первой мировой войны 1914—1918 гг., победа турецкого народа в борьбе против греческих интервентов, поддержанных Великобританией, вновь поставили на повестку дня вопрос о режиме проливов. Для его решения была созвана Лозаннская конференция (1922—1923, Швейцария), в которой участвовали Англия, Франция, Италия, Япония, Греция, Румыния, Югославия и Турция. От США присутствовал «наблюдатель». В результате протеста РСФСР как черноморской державы ее представителей допустили к обсуждению вопроса о проливах. Советские дипломаты (Г. В. Чичерин, В. В. Боровский) выступали за свободу прохода через проливы для торговых судов и коммерческой авиации, но закрытие проливов для военных кораблей и военной авиации всех стран, кроме Турции.

Лозаннская конвенция о режиме проливов была подписана 24 июля 1923 г. В ее основе лежал проект Великобритании, изложенный лордом Дж. Н. Керзоном. Проект поддержали Франция и Италия. Предусматривалось право свободного прохода через проливы военных кораблей любой страны как в мирное, так и военное время. Контроль судоходного режима передавался международной комиссии, в которую входили не только черноморские державы, но и те, которые находятся в большом удалении от Черного моря.

Поскольку условия конвенции создавали угрозу для черноморского побережья, а также нарушали суверенитет Турции, СССР не ратифицировал Лозаннскую конвенцию как не гарантирующую мир и безопасность в Черноморском регионе.

В середине 1930-х гг. окрепшая Турция внесла предложение о пересмотре режима Черноморских проливов, установленного Лозаннской конвенцией. СССР поддержал Турцию, выдвинув проект о запрещении ввода в Черное море военных судов нечерноморских держав. Великобритания возражала против какого-либо изменения режима проливов, настаивала на «равенстве» всех держав в отношении прохода военных кораблей через проливы и добивалась неограниченного допуска любых кораблей в Черное море.

На конференции в Монтре (Швейцария) 20 июля 1936 г. была подписана новая конвенция. Она ограничивала проход в Черное море военных кораблей нечерноморских держав в мирное время и полностью запрещала проход судов воюющих стран в военное время. Эта конвенция признавала (хотя и не в полном объеме) особые права причерноморских держав в Черном море и в пользовании проливами.

Конвенция, подписанная в Монтре, заключалась на 20 лет и дважды автоматически продлевалась. Она определяет основы современного международного правового режима Черноморских проливов.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 555-556.

Далее читайте по теме:

Оськин М.В. Черноморские проливы — перспектива для России.