Ли ([этико-ритуальная] благопристойность)

ЛИ ([этико-ритуальная] благопристойность) - категория классической китайской философии, прежде всего конфуцианской этики. Словарные значения Л. - «ритуал», «церемонии», «этикет», «вежливость». Конфуций провозгласил «преодоление себя и возвращение к благопристойности» условием реализации гуманности {жэнь) («Лунь юй», XII, 1). Образцовыми Конфуций считал этико-ритуальные установления эпохи Западного Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.). В конфуцианском каноне «Ли цзи» (см. Уцзин) понятие Л. определено через Л. (принцип), а смысловой основой Л. объявлены «преданность» (чжун, см. Чжун шу) и синь (благонадежность /доверие).

Близкий к легизму конфуцианец Сюнь Куан (313-238 гг. до н.э.) видел в Л. средство «обтесывания» изначально «злой» человеческой природы (см. Син), «воспитания-пестования» («Сюнь-цзы», гл. 19) а также «главную часть» юридического закона (Там же, гл. 1). В трактате «Мо-цзы» (см. Моизм) Л. отождествлялось с неоправданно дорогостоящими церемониями, а в памятниках даосизма толковалось как фактор «ослабления преданности и благонадежности/доверия», «начало смуты» («Дао дэ цзин», 38; «Чжуан-цзы» XXII).

Главный основоположник неоконфуцианской ортодоксии Чжу Си (1130—1200) онтологизировал Л., определив его как «краткое выражение узора-вэнь (см. Вэнь) небесного принципа», т.е. видимое воплощение «бесформенно-бессилуэтного» начала ми-роздания в зримых формах должного поведения, нормах обучения и воспитания.

Литература:

Кобзев А. И. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 279.

Понятие: