Керигма (Кузнецов, 2007)

КЕРИГМА (греч. κήρυγμα — объявление, извещение, проповедь) — то, что провозглашено; в своем первоначальном христианском значении керигма — проповедь апостолами евангельской вести, суть которой состоит в возвещении Иисуса Христа Сыном Божиим, вочеловечившимся, принявшим мученическую смерть на кресте, воскресшем и воссевшем на небесах одесную Бога-Отца. Керигма — начальный пункт развития вероучения и богословия христианской церкви. Обладание К., принятой в раннехристианских общинах за исходный символ веры, отличало христианство от многих других древних религий, опиравшихся на мифологическое предание, не имевшее силы вероучительной нормы. Принятие К. выступало в раннехристианских общинах условием членства. Переход от К. к доктринальной разработке вероучения намечается в «Деяниях апостолов» в речах Петра. В современной теологии понятие К. получило широкое распространение и переосмысление благодаря концепции демифологизации протестантского теолога Р. Бультмана (1884 — 1976). Бультман, разделявший многие идеи философии экзистенциализма, понимал под К. «возвещение», доносящее до человека непреходящую суть христианского вероучения. К., которая пребывает вне истории и соотнесена с экзистенциальными основаниями бытия, противопоставлена Бультманом христианскому «мифу» — той части христианства, которая повествует об «историческом Иисусе» и несет на себе отпечаток исторически обусловленных, преходящих форм. Сложившаяся в XX в. «керигматическая теология» под К. понимает живую, пережитую как личный опыт весть об Иисусе Христе, спасительное знание.

Литература:

Бультман Р. Новый завет и мифология // Вопросы философии. 1992. № 1;

Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США. М., 1980.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 251-252.

Понятие: