Капитализм (Кузнецов)

КАПИТАЛИЗМ — способ производства и тип общества. К. — первое в истории человечества индустриальное общество, т.е. такое, в котором ведущая роль принадлежит не сельскохозяйственному производству, а обрабатывающей промышленности. Для такого общества характерно существование необычайно широкого общественного разделения труда. Каждая вещь в нем есть продукт деятельности не отдельного работника, а множества производителей, занятых в разных отраслях производства. Но производство каждого конкретного продукта всегда происходит в одной из множества хозяйственных ячеек, каждая из которых является при К. ячейкой частной собственности. Поэтому необходимым условием функционирования общественного производства в таком обществе является непрерывная циркуляция средств производства между хозяйственными ячейками и, соответственно, постоянная координация их производственной деятельности.

При К. это осуществляется посредством рынка. Все продукты, покидающие хозяйственную ячейку, в которой они были созданы, принимают форму товаров. Соответственно, непрерывная циркуляция продуктов труда между хозяйственными ячейками облекается в форму обмена товарами, приобретает форму товарного обращения.

Каждый товар имеет не только потребительную ценность, но и стоимость, которая выражается в цене. Цена товара зависит не только от его стоимости, но и от спроса и предложения. Когда данного продукта произведено больше, чем нужно, цена на него падает, производить его становится невыгодным и производство его сокращается или даже совсем прекращается. Если данного продукта производится меньше, чем необходимо, цена на него поднимается и становится выгодным производить его больше. Соответственно производство его растет. Так рынок осуществляет координацию производственной деятельности хозяйственных ячеек.

Цель капиталистического производства — получение максимально возможной прибыли. Продукт создается для продажи и только для продажи. Каждый капиталист выходит на рынок со своим товаром. Цена на него устанавливается рынком. Цены на рынке все время колеблются, причем независимо от воли и сознания продавцов и покупателей. Капиталист с неизбежностью сталкивается на рынке с конкурентами, предлагающими такой же товар. Чтобы победить соперников, капиталист должен либо продавать по той же цене, что и они, товар более высокого качества, либо предлагать товар того же самого качества но по более низкой цене. Но существует объективный предел снижения цены — издержки производства. Продавать товар по цене, равной издержкам производства, тем более не окупающей их издержек, капиталист не может. Он в таком случае с неизбежностью разорится.

Чтобы продавать товар по более низкой цене, чем конкуренты, и в то же время получать прибыль, капиталист должен снизить издержки производства. Один из важнейших способов достижения такой цели — внедрение более совершенной техники и технологии. Но когда он добивается снижения издержек производства и наносит поражение своим конкурентам, у последних ни остается никакого другого выхода, кроме как заняться тем же самым. В противном случае они с неизбежностью разорятся. Так рынок диктует капиталистам, как им действовать.

Капиталист, чтобы выжить, должен непрерывно вести самый точный расчет. Прежде чем заняться производством того или того продукта, он должен прикинуть, во сколько обойдется ему производство этого товара, найдет ли этот товар сбыт, много ли у него будет конкурентов, как будет складываться рыночная конъюнктура к тому времени, когда его товар поступит в продажу. Каждый капиталист есть не только продавец, но и покупатель. Как продавец он стремится продать по возможно большей цене, как покупатель — купить как возможно дешевле, но при том по возможности лучшего качества. Необходимостью для него является самое точное калькулирование издержек производства, соот-ношение цены и качества и т.п. и т.д.

Каждый капиталист стремится к наиболее экономному расходованию имеющихся у него средств, к наиболее эффективному хозяйствованию, к извлечению максимально возможной прибыли при минимально возможных расходах. Все это дало основание ряду исследователей охарактеризовать капиталистическое общество как общество рационалистическое и противопоставить ему дока-питалистические общества как общества тра-диционные.

Капиталистическое общество возникло одновременно как общество индустриальное и общество рыночное. Но рынок возник задолго до К. Рынки мы встречаем даже в предклассовом обществе (см. Первобытное общество), не говоря уже о докапиталистических классовых обществах. Рынки были на Древнем Востоке и в античном мире. Но даже в античном обществе в пору его расцвета, когда товарно-денежные отношения достигли небывалой для древности степени развития, рынок играл в экономике периферийную роль. До К. существовали экономики с рынком, но никогда и нигде до К. не было рыночной экономики. При К. рынок не просто существует и действует. Он является регулятором общественного производства. Рынок при К. есть общественная форма, в которой осуществляется процесс производства. При К. все экономические отношения в обществе выступили в рыночных, товарно-де- нежных формах. Все стало товаром, и прежде всего рабочая сила.

При К., как и при рабстве, на первый план выступает человек — полный собственник всех средств производства. Он так же, как и рабовладелец, нуждается для осуществления процесса производства в рабочей силе. Но если рабовладелец приобретал личность работника и тем самым его рабочую силу, то капиталист покупает только рабочую силу, причем у самого работника. При К. в идеале нет внеэкономического принуждения к труду, нет внеэкономической зависимости от владельца средств производства. Работник — свободный человек. Он волен распоряжаться своей личностью и соответственно своей рабочей силой. Человек, не имеющий средств производства, чтобы жить и удовлетворять потребности, по меньшей мере в пище, одежде, жилище, должен продавать единственное, что имеет, а именно — свою рабочую силу. При К. нет внеэкономического принуждения, но есть экономическое. И оно не только не менее, но, напротив, более действенно, чем первое.

В отличие от рабства и феодализма эксплуатация человека человеком при К. не выступает на поверхности. Поэтому в таком обществе если не у самих рабочих, то у части наблюдателей возникает иллюзия, что наемный рабочий трудится исключительно на себя. Наемный рабочий продал капиталисту свой труд и получил за него деньги. Обмен труда на деньги был произведен в строгом соответствии с законами рынка, требующими и предусматривающими обмен стоимости на равную стоимость. Отсюда вроде бы следовало, что рабочий сполна получил за свой труд и что об эксплуатации при К. не может быть и речи. Но тут сразу же возникал вопрос об источнике прибыли капиталиста. Особенно трудным он был для создателей и сторонников трудовой теории стоимости (А. Смит, Д. Рикардо и др.), согласно которой единственный источник стоимости — труд работника. Решил его К. Маркс, который показал, что рабочий продает капиталисту не труд, а рабочую силу. Рабочая же сила представляет собой такой товар, который в процессе потребления создает стоимость большую, чем она сама стоит. Разница между стоимостью, созданной рабочей силой, и стоимостью самой рабочей силы и есть прибавочная стоимость, выступающая на поверхности как прибыль. Таким образом, капиталистический способ производства не в меньшей степени, чем политарный, рабовладельческий и феодальный, представляет собой способ эксплуатации человека человеком.

Начавшийся формироваться на рубеже XV—XVI вв. в Западной Европе К. развивался как вглубь, так и вширь. Развитие К. вглубь привело к государственному ограничению капиталистической эксплуатации, к возникновению государственного регулирования рынка и, наконец, к изъятию у капиталистов определенной доли прибыли и ее широкому распределению среди низших слоев общества. Но суть К. не изменилась. Вопреки различного рода концепциям (акционерной демократии, революции управляющих, постиндустриального общества и т.п.) он продолжает существовать и сейчас. Развитие К. вширь выразилось в проникновении капиталистических отношений во все страны мира, в создании мирового капиталистического рынка.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 242-244.

Понятие: