Возрождение (Конт-Спонвиль)

ВОЗРОЖДЕНИЕ (RENAISSANCE). Повторное рождение. В философии, впрочем, чаще всего употребляется слово Возрождение с прописной буквы, обозначающее эпоху, движение или концепцию. Временные рамки эпохи Возрождения включают XV—XVI века. Движение, называемое этим же именем, зародившееся в Северной Италии, постепенно распространилось на всю Европу. Его главным содержанием было повторное открытие античности и пристальный интерес к личности человека. На его волне зародилось т. н. новое искусство — ars nova, ставшее пиком и высшим достижением всего движения. Но кроме этой вершины были и другие достижения. Так, Возрождение коснулось и экономики (или было затронуто экономикой; именно тогда возникло то, что мы сегодня называем капитализмом), и политики (через усиление роли городов и государства), и развития человеческой мысли (через прогресс науки и гуманизма), и духовной жизни (через Реформацию и Контрреформацию), наконец, и главным образом, оно коснулось миропонимания вообще (как благодаря открытию Америки, так и в результате перехода от закрытого мира, как его назвал Койре (51), мира античности и средневековья, к бесконечной вселенной нового времени). Это эпоха Брунеллески (52) и Гутгенберга (53), Донателло (54) и Ван Эйка (55), Эразма Роттердамского (56) и Рабле (57), Макиавелли (58) и Монтеня (59), Коперника (60) и Христофора Колумба, но одновременно и эпоха Лютера (61) и Джордано Бруно (62), Вандер Вейдена (63) и Дюрера (64), Жоскена Депре (65) и Палестрины (66), Леонардо да Винчи (67) и Микеланджело (68), Рафаэля (69) и Тициана (70). Потрясающая эпоха, возможно не знающая себе равных, во всяком случае в отношении изобразительных искусств, и современники понимали это ничуть не хуже нас. Вот, например, что — ни больше ни меньше — пишет Альберти (71) в своем трактате «О живописи», в посвящении, адресованном Брунеллески: «Если древним, имевшим в изобилии у кого учиться и кому подражать, было не так трудно подняться до познания этих высших искусств, которые даются нам ныне с такими усилиями, то имена наши заслуживают тем большего признания, что мы без всяких наставников и без всяких образцов создаем искусства и науки неслыханные и невиданные». Из этого видно, что Возрождение (Rinascita, как начали говорить уже со времени Кватроченто) ни в коем случае не сводилось к ностальгии по античности — восхищение перед древним миром не исключает двойного восхищения современниками, если последним удалось и, может быть, в более трудных условиях, сравняться в достижениях со своими славными предшественниками. Вместе с тем Возрождение — не просто эпоха прогресса или расцвета; без открытия некоторых тайн античности и без возврата к некоторым из ее идеалов оно никогда не стало бы тем, чем стало. Попробуем теперь сформулировать понятие. Итак, о Возрождении в широком смысле или по аналогии можно говорить, когда речь идет о Движении обновления, основанном на возврате — хотя бы частичном и временном — к предшествующей эпохе. Тогда это слово, сохраняя свое позитивное значение, приобретает и перспективу. Трудиться над Возрождением означает в этом случае признание того, что имел место некоторый упадок, из которого и делается попытка выбраться. Это своего рода возвращение к истокам, при котором ни на минуту не теряют из вида океан. Это отступление с целью продвижения вперед. Поэтому Возрождение противоположно реакции и консерватизму, поэтому оно олицетворяет сознательный, основанный на идеалах верности прогресс; терпеливо изучая прошлое, оно ставит своей целью пролить свет на будущее; и, как говорил Фромантен (72), стремится соперничать с великими мастерами древности, а не с современниками и газетами.

Примечания

51. Александр Койре (1892—1964) — французский философ, историк науки и религии, автор книг «Этюды о Галилее», «Очерки по истории философской мысли», работ по алхимии, мистике и других. Именем Койре назван Парижский центр исследований по истории науки.

52. Филиппо Брунеллески (1377-1446) —итальянский архитектор, скульптор, ученый. Работал во Флоренции. Один из создателей теории линейной перспективы.

53. Иоганн Гуттенберг (между 1394-1399 или 1406—1468) — немецкий изобретатель книгопечатания.В середине XV в. в Майнце напечатал так называемую 42-строчную Библию — первое полнообъемное печатное издание в Европе.

54. Донателло (ок. 1386—1466) — итальянский скульптор, представитель флорентийской школы Раннего Возрождения.Создатель классических форм и видов ренессансной скульптуры, в том числе нового типа круглой статуи и скульптурной группы.

55. Ян Ван Эйк (1390-1441)— нидерландский живописец. По-новому применил технику живописи маслом, добившись в своих полотнах передачи иллюзии наполненного светом пространства.

56. Дезидерий Эразм Роттердамский (1469—1536) — филолог, писатель, глава «северных гуманистов». Сыграл важную роль в подготовке Реформации, но сам не принял ее. Выступал против религиозного фанатизма.

57. Франсуа Рабле (1494-1553) — французский писатель-гуманист, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» — энциклопедического памятника культуры французского Возрождения. Отвергал средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, утверждая гуманистические идеалы своего времени.

58. Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский политический мыслитель, историк, писатель. В «Государе» утверждал идею сильной государственной власти как единственного средства преодолеть политическую раздробленность Италии. Ради блага Отечества считал допустимыми любые средства.

59. Мишель де Монтень (1533—1592) — французский философ-гуманист. Автор книги «Опыты», отмеченной вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом и направленной против схоластики и догматизма.

60. Николай Коперник (1473—1543) — польский астроном, создатель гелио-центрической системы мира, совершившей переворот в естествознании.

61. Мартин Лютер (1483—1546) — деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма.

62. Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ-пантеист и поэт. Выступал против схоластического аристотелизма, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленности множества миров. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме.

63. Рогир ван дер Вейден (ок. 1400—1464) — нидерландский живописец, один из крупнейших мастеров Раннего Возрождения. Автор большого количества алтарных композиций и портретов, в том числе портретных диптихов, в левой части которых изображалась Мадонна с младенцем, а в правой — полуфигура заказчика.

64. Альбрехт Дюрер (1471—1528) — немецкий живописец и график, основоположник искусства немецкого Возрождения. Автор серии гравюр «Апокалипсис», в фантастических образах воплощающих ожидание всемирно- исторических перемен; т. н. мастерских гравюр, выражающих гуманистические представления о смысле бытия, а также ряда портретов.

65. Жоскен Депре (ок. 1440—1521) — франко-фламандский композитор. Работал главным образом в Италии, гуманистическое искусство которой оказало определяющее влияние на его творческое мировоззрение.

66. Палестрина (ок. 1525—1594) — итальянский композитор, глава римской полифонической школы. Автор месс, мотетов, мадригалов, считающихся вершиной хоровой полифонии строгого стиля.

67. Леонардо да Винчи (1452—1519) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Работал над созданием образа человека, отвечающего гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Автор многочисленных открытий в области математики, естественных наук и механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы.

68. Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Выразитель идеалов Высокого Возрождения, а также трагического ощущения кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Для творчества Микеланджело характерны монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой.

69. Рафаэль Санти (1483—1520) — итальянский живописец и архитектор, с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотивший идеалы Высокого Возрождения — изящество, мягкий лиризм, безупречное чувство меры и ритма, благозвучие колорита.

70. Тициан (ок. 1476/77 или 1489/90-1576) — итальянский живописец, глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Присущие ранним произведениям жизнерадостность колорита и безмятежная ясность затем сменяются напряженным драматизмом, психологической остротой образов и их беспощадной правдивостью. Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности; подчеркивал достоинство и силу духа героев.

71. Леон Баттиста Альберти (1404—1472) — итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. В теоретических трактатах «О статуе», «О живописи», «О зодчестве» обобщил опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия.

72. Эжен Фромантен (1820—1876) — французский писатель, художник, искусствовед. Автор книги «Старые мастера» о голландских и фламандских художниках XV—XVII вв.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 102-104.