Историософия

ИСТОРИОСОФИЯ - философия истории, претендующая на целостное познание исторического процесса в свете раскрытия в нем первоначал бытия и метаисторического смысла. Как правило, преимущественное внимание в историософских построениях получает тот исторический период, к которому принадлежит автор концепции. Историософское мышление возникает в античности, получает развитие в христианской и исламской средневековой культуре и достигает апогея в универсальных системах классической европейской философии. Принято считать, что восточная культура, исходя из иных принципов взаимоотношения человека и мира, не порождает специфического историософского типа мышления.

Хронологически первой И. античности была мифологическая концепция постепенного регресса исторических эпох, предложенная Гесиодом. Далее в античности историософская проблематика практически не разрабатывается. Впервые всерьез поднимает вопросы о смысле истории пришедшая на смену античной христианская культура. Традиционный христианский тип И. основывается на трех метаисторических посылках: унаследованного от иудаизма мотива мессианизма (который трансформируется в христианской парадигме И. как принцип избранности «общины праведников»), собственно новозаветных посылок и христианской эсхатологии, средоточием которой является Апокалипсис Иоанна Богослова. Первым мыслителем, взявшимся за систематическую разработку христианской И., был блаженный Августин (IV в.). С его именем связано становление взгляда на историю как на направленный, линейный (а не циклический, как в античности), процесс, имеющий начало и завершение. Христианская И. рассматривает смену исторических эпох как процесс последовательного обожения мира, начи-нающийся с индивидуального принятия христианского типа духовности и кончаю

щийся утверждением вселенского богочело- вечества. Метафизическим началом истории выступает грехопадение первых людей, далее следует длительный период ожидания Мессии и подготовки к Его пришествию. Само пришествие Христа, акт личного вочелове- чивания Бога, рассматривается как центральный смыслообразующий момент истории человечества, после которого становится возможным искупление человека от перво-родного греха и становление Богочелове- чества — созидание совершенной общины христиан, реализующей фундаментальные принципы свободного выбора «жизни в Боге». По истечении времен сбудутся события, уже предрешенные и необратимые, выражающие смысл истории, и наступит «кончина века», ибо исчерпано будет все сотворенное во времени. Затем — метаистория, которой и исполняется смысл всего творения: Страшный Суд, который подводит последние итоги истории, и наступление Царствия Божия во всей его полноте. Такова схема христианской И.: от сотворения к падению, от завета, временного союза, к ожиданию Мессии, от явления Христа к последнему судному дню.

Иной уровень рассмотрения истории в христианской И. — концепция преемственности исторических эпох, связанная с последовательностью воплощения Лиц Пресвятой Троицы.

Основные принципы христианской И. (осмысление истории с позиции одного фундаментального метаисторического принципа, принцип конфессиональной «избранности», принцип стадиального развития и т.д.) с некоторыми трансформациями сохраняются и с появлением секулярной культуры в Европе. Их присутствие можно отследить практически во всех значительных метафизических системах философии Нового и Новейшего времени. Изменениям подвергается по преимуществу понятийный аппарат прежней И. и способ обоснования историософских концепций. Компетентность историософского мышления теперь поверяется не авторитетом Священного Писания и личными интуициями философа, а «историческим разумом», понимаемым как единство познавательных и практических способностей человека. Например, характерной чертой И. Нового времени является принцип европоцентризма — наследник принципа «избранности» христианской И., — в соответствии с которым логика всемирной истории выстраивается по образцу истории европейской цивилизации: само понятие «всемирная история» уже имплицитно содержит идею единого начала и общих для всего человечества исторических законов.

Преодоление классической рационали-стической метафизики (конец XIX — XX в.) повлекло за собой пересмотр связанных с ней историософских парадигм. К пришедшим им на смену основным постклассическим историософским моделям следует отнести модели осмысления истории, предложенные «философией жизни» (отрицание линейности, целостности и рациональности истории, утверждение в качестве основного содержания истории некоей иррациональной витальной стихии, отождествляемой с самой жизнью), экзистенциализмом (отрицание телеологизма истории, утверждение спонтанности и бесперспективности исторической деятельности, история предстает как поле раскрытия личной уникальности каждого человека) и теориями «цивилизаци- онного подхода» (элиминирование самого принципа «всемирной истории»: история предстает как совокупность оригинальных историй отдельных цивилизаций, внутри которых сохраняется общая логика развития, оказывающаяся циклической — от рождения к расцвету, стабилизации и последующей гибели).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 223-224.

Понятие: