Даймё (Фролова, 2023)
Прослойка богатых феодалов даймё сложилась в Японии к XI веку, когда власть в стране перешла к военным правителям сегунам. Способные и предприимчивые самураи различными способами расширяли свои землевладения и приумножали капиталы, приобретая огромное влияние в своих регионах. С богатыми людьми, к тому же имевшими у себя на службе целые армии, власти обязаны были считаться. Поэтому еще до установления сёгуната Камакура (1185-1333) Минамото Ёритомо пожаловал крупнейшим даймё административные должности военных губернаторов и управителей провинций.
Получив от властей широкие полномочия, даймё еще больше усилили свою военно-экономическую мощь. Провинциальные князья обладали правом распоряжаться значительной долей собранных налогов и практически неограниченной властью над подданными. В идеале дшшё-губернатор, владеющий несколькими провинциями, должен был обеспечивать в них спокойствие и порядок, своевременный сбор налогов и уплату податей. Однако рычагов, позволяющих удержать в подчинении самих даймё, у власти было явно недостаточно.
Все возрастающая мощь удельных правителей, особенно на периферии, их взаимные стычки и претензии отнюдь не способствовали миру в Японии. К середине XV века даймё уже мало считались с центральным правительством, всячески укрепляя свое собственное могущество. Конфликт из-за права наследования в семействе сёгунов Асикага привел к смуте годов Онин (1467-1477). Враждующие феодальные кланы старались привести к власти своих ставленников. Они стянули к Киото значительные военные силы и вступили в открытую войну, в которой участвовали кланы Ямана, Хосокава, Сиба, Хатакэяма, Оути и их сторонники. Война в столице полностью подорвала централизованную власть, и гражданская война охватила всю Японию.
Смута Онин положила начало «эпохе воюющих провинций», известной в японской историографии как сэнгоку-дзидай. Территория Японских островов была поделена на множество удельных княжеств, каждое из которых являлось фактически независимым государством. Княжествами управляли так называемые сэнгоку-даймё, некоторые из них вводили у себя собственные кодексы законов. Даймё строили роскошные замки-крепости, вокруг них возникали призамковые города, где процветали торговля и ремесла. В это время большим влиянием пользовались кланы дома Хосокава, Миёси, Такэда, Асаи, Мори, Хонда, Имагава, Ходзё и др.
Даймё вели беспрестанные войны между собой до самого объединения страны в 1600-1603 годах под жесткой рукой Токугава Иэясу (1543-1616). Вместе с титулом сёгуна Токугава получил неограниченную власть и воспользовался этим для создания мощного бюрократического аппарата. Все даймё были поделены на лояльных сёгуну и ненадежных, или «внешних даймё». Сёгунат напрямую подчинил себе всех властителей провинций, ограничив размеры их владений, определив немалые налоги и подати.
Настоящей находкой для предотвращения заговоров и создания союзов крупных даймё стала система заложничества санкин-котай. Все даймё обязаны были содержать поместья в столице, «в гостях у сёгуна», где проживали их жены или наследники. Сами феодалы вместе с многочисленными свитами (до пятисот человек) каждый второй год должны были проводить в столице. Эпоха Токугава стала временем непрерывного передвижения огромных кортежей феодалов из своих княжеств в столицу и обратно. Система санкин-котай была очень эффективной — во-первых, заложники постоянно находились во власти сёгуна, во-вторых, переезды требовали от даймё огромных расходов, не позволяя им бесконтрольно богатеть, и, в-третьих, каждый шаг даймё, обремененного многочисленным кортежем, контролировался путевыми чиновниками.
Во второй половине XIX века даймё сыграли значительную роль в ослаблении правительства Токугава. После заключения японо-американских договоров, ущемляющих права Японии, на волне патриотической борьбы за «изгнание варваров» начались военные выступления крупных даймё. Примечательно, что организаторами антиправительственной борьбы стали именно даймё южных провинций, причисленные сёгунатом к разряду «ненадежных». Дом Токугава вынужден был противостоять, с одной стороны, вооруженным иностранцам, с другой — мощной антисёгунской коалиции внутри страны.
В 1868 году власть сёгуната пала, и в Японии начался новый исторический период реформ Мэйдзи. Многие даймё активно участвовали в проведении реформ, входили в состав Высшего государственного совета и кабинета министров. Дальнейшие меры правительства привели к полному исчезновению прослойки даймё. Вначале их назначили «наследственными губернаторами» их же провинций, а затем заменили на государственных чиновников. Сами княжества ликвидировали и преобразовали в префектуры, все земли объявили собственностью императора. К концу XIX века даймё полностью исчезли из общественной жизни Японии.
Цитируется по изд.: Фролова Е.Л. Япония: все, что вы хотели знать. М., 2023, с. 31-33.