Парламент Англии в конце XIII – начале XIV века: политические функции

Для того чтобы решить вопрос о социальном назначении парламента в жизни феодальной Англии, недостаточно знать его структуру и состав. Необходимо также выяснить круг дел, подлежавших ведению парламента, его взаимоотношения с другими органами феодального государства и с королем. Вопрос этот постоянно был и остается предметом споров в буржуазной историографии.

Стеббс особенно подчеркивал большую роль представителей общин в деле налогообложения и выдвинул эту функцию парламента на первый план в его деятельности 1. Он же один из первых обратил внимание на то, что в первый период существования парламента последний еще не представлял серьезного ограничения для короля, который даже в вопросах обложения, а тем более в вопросах законодательства, суда и общей политики мог действовать и помимо парламента  2. Однако в то же время Стеббс рассматривал парламент даже в эту эпоху как самостоятельное политическое учреждение, взаимодействие которого с королем определялось прежде всего тем, что король вынужден был считаться с парламентом, который, по мнению Стеббса, представлял «нацию», то есть все население королевства 3.

Таким образом, парламент осуществлял своеобразную гармонию между «народом» и королем Эдуардом I, который, по

____

1. W. Stubbs. The constitutional history of England, vol. II. London, 1875, pp. 236, 239.

2. Ibidem.

3. Ibidem, p. 292.

[418]

словам Стеббса, строил свою политику в отношении парламента с учетом «обычаев, пожеланий и силы нации, обычаи, желания и силу которой он научился понимать» 4. «Из этой органической полноты конституции (то есть, организации парламента.— Е. Г.) выросла сила сопротивления, а из сопротивления победа тех принципов, которыми Эдуард мог руководить, но которые он не смог насиловать» 5.

Точка зрения Стеббса прочно утвердилась в европейской историографии второй половины XIX в. Его последователи в Англии, во Франции и Германии также выдвигали на первый план финансовые полномочия парламента и особенно подчеркивали гармоническое равновесие, якобы достигнутое между королем и «народом» в парламенте. «И действительно, — писал Р. Гнейст, — английский парламент изображал из себя такой органический союз государства и общества, с которым не могла сравниться ни одна представительная организация на континенте, где развитие ленной организации и податной системы шло совсем другим путем» 6.

Близкую к этой оценку политической роли парламента по отношению к королевской власти давал также Д. М. Петрушевский, ставя на первый план среди функций парламента его участие в разрешении налогов и подчеркивая, что уже в средние века «верховная власть в государстве перестала быть уделом одного лишь короля и стала уже в значительной мере достоянием парламента, в котором заседали уже на равных правах лорды и общины королевства, и последующим векам оставалось лишь закрепить это положение и превратить его в бесспорный государственно-правовой принцип, гласящий, что верховная власть находится у короля и у парламента» 7.

Примерно такую же точку зрения на политические функции и политическую роль средневекового английского парламента развивает современный английский историк Уилкинсои, всемерно поддерживающий концепцию тесного гармонического сотрудничества между королем и «нацией» в парламенте. Уилкинсон видит в парламенте орган, осуществлявший соучастие (partnership) короля и «общин» в управлении страной 8. Это соучастие, по словам Уилкинсона, «оставило исполнительную власть в руках короля и сохраняло многие из традиций персональной монархии, но исходило из представ-

_____

4. Ibidem, р. 293.

5.  Ibidem.

6. Р. Гнейст. Ук. соч., стр. 441.

7.  Д. М. Петрушевский. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 1937, стр. 217.

8. В. Wilkinson. Studies in the Constitutional history of the 13 and 14 centuries. Manchester, Univ. Press, 1937, p. 23.

[419]

ленйя о том, что важнейшие решения, касающиеся нации, не могут оставаться только в сфере действия короля и его ближайших советников» 9. Близкую к этой точку зрения высказала также и мисс Кларк, признававшая за парламентом уже в самый ранний период его существования значение самостоятельного политического учреждения, пользовавшегося известным влиянием на политику правительства 10.

Противоположной точки зрения на политическую роль парламента придерживались историки «критического» направления. Идеализируя власть короля как надклассовый орган мира и порядка и считая парламент созданием короля, они отказывали парламенту в сколько-нибудь серьезном самостоятельном значении. Поэтому они старались, зачастую вопреки фактам, доказать, что парламент в XIII и начале XIV века не мог оказывать серьезного влияния даже на налогообложение и что разрешение налогов не было регулярной функцией парламента 11. Регулярной и наиболее важной функцией парламента они считали принятие им петиций, их разбор и консультации по этим петициям. Для этой цели, по мнению этих историков, король и созывал парламент, который тем самым как бы «помогал» королю наилучшим образом осуществлять его судебные и административные функции в интересах его подданных 12. Некоторые историки этого направления шли еще дальше, отрицая сколько-нибудь заметную роль парламента и, в частности, палаты общин в деле подачи и обсуждения петиций даже в XIV, не говоря уже о XIII веке 13. Макильвейи же главной функцией парламента в ранний период его существования считает судебную функцию, отождествляя парламент с «судом пэров», и тем самым совершенно отрицая за ним какую-либо особую общеполитическую роль. По его мнению, делом парламента в этот период было не творить, но только интерпретировать и разъяснять законы 14.

_____

9. В. Wilkinson. The political revolution of the thirteenth and four¬teenth centuries in England. «Speculum», oct., 1949, p. 503.

10. M. V. Clarke. Medieval Representation and consent. London, 1936, p. 316.

11. L. Riess. Geschichte des Wahlrechts. Leipzig, 1886, SS. 8—14. D. P a s q u e t. Essaisur les origines de la Chambre des communes. Paris, 1914, pp. 207—208, 219—228; F. W. M a i l l a n d. Memoranda de parliament. Introduction. R. S., No. 98. London, 1893, p. LIII.

12. L. Riess. Op. cit., SS. 4—8; D. Pasquet. Op. cit., S. 239; F. W. Maitland. Op. cit., p. 71, LXIII—LXXIX.

13. Напр.. D. R а у n e r. The Form and machinery of the «Commone petition» in fourteenth century. E. H. R. London, 1941, No. 222 et 224, pp. 569—570.

14. С. H. M с l l w a i n. The high court of parliament. New Haven, 1910, pp. 24, 25, 109, 110, 119, 257—327.

[420]

Взгляд историков «критического» направления наиболее ярко выразил Поллард, который считал парламент в конце XIII—XIV веке неотделимым от короны, видя в ней основной определяющий элемент парламента. С его точки зрения абсурдным является даже предположение о том, что между короной и парламентом могли существовать сколько-нибудь серьезные противоречия. Они составляли единое целое, и между ними были невозможны никакие расхождения, так же как невозможно было какое-либо ограничение короны со стороны парламента 15.

В настоящей главе мы займемся выяснением характера практической деятельности парламента и его взаимоотношений с короной в изучаемый период.

Для этой цели были использованы разнообразные источники, многие из которых мы уже охарактеризовали выше: парламентские приказы, парламентские свитки, хроники, а также сборник внутриполитических и дипломатических документов XII—XV веков. «Foedera conventiones, letterae etc.», изданный Раймером.

В официальных приглашениях на парламенты в изучаемый период цели созыва этого собрания определялись весьма различно. По данным этих источников, магнаты приглашались для одних целей, а представители общин — для других.

Первые обычно приглашались для того, чтобы король мог иметь с ними «совещание и обсуждение» (colloquim et tractatum), то есть для того, чтобы обсуждать вопросы, поставленные перед ними в парламенте, и принять по ним решение (ad tractandum et ordinandum). Эта формула, которая наиболее ясно выражена в приглашениях магнатам на «образцовый парламент» 1295 г. 16, затем повторяется, иногда дословно, иногда с некоторыми вариантами, в приглашениях на все парламенты  17. Единообразие этих приглашений говорит о том, что в королевской канцелярии уже сложилась к концу XIII века определенная формула вызова магнатов.

Иначе обстояло дело с приглашением в парламент представителей графств и городов. Пригласительные письма к представителям общин отличаются гораздо большим разнообразием. В одном случае — в приглашениях на парламент

_____

15.  Pollard. The evolution of parliament London, 1920, pp. 258—259.

16. P. W., vol. I, p. 28.

17. В приглашении на парламент 30 ноября 1296 г. и на парламент 30 мая 1306 г. она повторяется без изменений (P. W., vol. I, pp. 48, 164); в приглашениях на парламент 1300 г., 1305 и 1307 гг. она подверглась несущественным изменениям (Ibidem, р. 82); в приглашении на парламент 1305 г. (Ibidem, р. 136) и 1307 г. (Ibidem, р. 181) она снова повторяется дословно.

[421]

30 мая 1306 г.— мы встречаем уже знакомую нам формулу — ad tractandum et ordinandum 18.

Такую же официальную цель преследовало приглашение представителей общин на Карлейльский парламент 1307 г., хотя в самом приглашении цель эта прямо не указана 19.

В приглашении на весенний парламент 1275 г. говорится только об обсуждении государственных дел с магнатами королевства  20. В других случаях обязанность представителей общин, указанная в приглашениях, сводится к тому, чтобы «посовещаться и дать свое согласие (ad consulendum et consentiendum) за себя и общину, которую они представляют, на то, что будет решено там эрлами, баронами и лучшими людьми» 21.

В большинстве же случаев функции представителей общин в парламенте сводятся согласно приглашениям к тому, чтобы «исполнять то, что там будет постановлено с общего совета» (ad faciendum quod tunc de communi consilio ordinabitur). Эта формулировка имеется в приглашениях представителям общин на парламенты 13 ноября 1295 г. 22, 13 ноября 1296 г. 23, 30 сентября 1297 г. 24, 14 мая 1298 г. 25, 6 марта 1300 г. 26 и на парламент 6 марта 1301 г. 27.

Очевидно, в отношении представителей графств и городов формула приглашения в течение всего царствования Эдуарда I еще не установилась. Это объясняется тем, что приглашение в парламент этих представителей было делом новым, и в канцелярии еще не сложилось никаких традиций на этот счет. Но

_____

18.  «ad tractandum et ordinandum de auxilio nobis in casu praedicto faciendo et ad consentiendum hiis que ordinabantur in hac parte» (P. W., vol. I, p. 167).

19. Зато в обращении короля, адресованном ко всем участникам парламента, включая и представителей общин, говорится, что они были приглашены на парламент «...Pour treiter ovesque vous et vou dire notre volunte sur meismes les busoignes...» (R. P., vol. I, p. 189).

20. «ad tractandum una cum magnatibus regni nostri de negotiis ejusdem regni» (E. H. R., 1910, vol. 25, p. 236).

21. Приглашение на парламент 15 июля 1290 г. (P. W., vol. I, р. 21); эта же формула в приглашении на парламент 12 ноября 1294 г. (Ibidem, р. 26).

22. P. W., vol. I, р. 30.

23. Ibidem, р. 48.

24. Ibidem, р. 56. В этом случае формула несколько отличается ввиду экстраординарности этого парламента, на котором было принято Подтверждение хартии. Цель приглашения представителей общин формулируется здесь так: «...для того, чтобы получить от нас за себя и свои общины хартии относительно сделанных нами подтверждений указанных хартий и наши открытые письма, касательно этого нашего пожалования в указанной форме и чтобы исполнить в дальнейшем то, что будет решено нашим вышеуказанным сыном и нашим советом».

25. Ibidem, р. 65.

26. Ibidem, р. 84.

27. Ibidem, р. 90.

[422]

гораздо важнее то, что за редким исключением приглашения отводят рыцарям и представителям городов в парламенте гораздо более подчиненную и несамостоятельную роль, чем представителям светской и духовной феодальной аристократии.

Таким образом, ясно, что официальная точка зрения короля и его чиновников проводила заметное различие между полномочиями в парламенте, с одной стороны, магнатов, с другой— представителей графств и городов. Ясно также, что парламент в полном составе в глазах правительства не являлся самостоятельным учреждением, призванным решать важные государственные вопросы. Он расценивался скорее как совещательный орган, мнением которого в той или иной степени интересовался король. Право принятия совместно с королем каких-либо решений признавалось только за магнатами.

Было бы грубой ошибкой, однако, оценивать политическую роль парламента в целом и отдельных его частей только на основании королевских пригласительных писем. Во-первых, застывшие формулы этих приглашений, выработанные клерками королевской канцелярии, как всякие официальные формулы, не могли полностью охватить и выразить скрывавшиеся за ними и все время изменявшиеся политически связи и отношения. Во-вторых, эти формулы, родившиеся в королевской канцелярии, являвшейся центром всей государственной администрации, отражали определенную тенденцию со стороны короля навязать парламенту подчиненную роль по отношению к себе и ограничить его деятельность теми функциями, в которых было более всего заинтересовано центральное правительство. Как показывают другие источники парламентской истории, и парламент в целом и его отдельные части на самом деле нередко занимались совсем не тем, что предписывалось им официальными приглашениями, и выходили за рамки полномочий, установленных для них короной. Поэтому, от сухих канцелярских формул мы теперь перейдем к более живым и полнокровным источникам эпохи, рисующим повседневную деятельность парламента.

Все сведения, которые нам удалось получить о том, какие дела обсуждались и решались на парламентах с представительством от общин в период с 1272 по 1307 г., показывают, что круг вопросов, ставившихся на сессиях парламента, был чрезвычайно разнообразен и обширен: 10 раз парламент с представительством от общин обсуждал вопрос о сборе очередных налогов на движимость (сентябрьский —1275 г., январский — 1283 г., июльский — 1290 г., ноябрьский — 1294 г.,

[423]

ноябрьский —1295 г., ноябрьский —1296 г., июльский —1297 г., октябрьский — 1297 г., январский — 1301 г., майский — 1306 г.).

Два раза на широких собраниях, одно из которых было полным парламентом, обсуждался вопрос о повышении таможенных пошлин на шерсть и кожу (1275, 1303). Дважды парламент решал вопрос об объявлении войны. В 1283 г. он санкционировал карательную экспедицию против восставшего Уэльса, а в 1298 г. на парламенте был решен поход в Шотландию. Один раз—в сентябре 1283 г. — парламент в полном составе собрался в качестве верховного судебного трибунала для суда над Давидом Уэльсским. Четыре раза парламент с представительством от общин принимал непосредственное участие в издании новых законов (в 1275, 1297, 1300 и 1307 гг.). Первый парламент царствования Эдуарда I, собравшийся еще в его отсутствие — в 1273 г., — имел целью принести присягу на верность новому королю от всех его подданных. Наконец, многие из парламентов занимались также разбором петиций, поданных королю и его совету и решали важные судебные дела 28.

Таков был тот довольно широкий круг вопросов, которые король при различных обстоятельствах выносил на «повестку дня» парламентов и которые можно считать поэтому, как бы «плановыми» задачами парламента.

Перечень вопросов, выносившихся на решение парламента, указывает на то, что последний так или иначе привлекался к решению часто весьма важных государственных дел, связанных с внутренней и внешней политикой. Само собой понятно, что для решения вопроса о политической роли парламента эти выводы далеко не достаточны. Для этого необходимо прежде всего выяснить, в каком качестве привлекался парламент к решению всех перечисленных государственных дел, были ли обязательны или только желательны его решения в этих делах и какую роль в его деятельности играли, с одной стороны, прелаты и бароны, а с другой — рыцари и представители городов. Не менее важно установить, всегда ли ограничивался парламент теми вопросами, которые ставились на его обсуждение королем или канцлером королевства, и не захватывал ли он порой в свои руки инициативу в составлении «повестки дня» и в обсуждении тех или иных вопросов.

Поэтому мы займемся теперь анализом характера деятельности парламента в каждой из указанных выше областей государственного управления.

_____

28. Например, парламенты 1300, 1302, 1305 гг.

[424]

Цитируется по изд.: Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. (Из истории английского общества и государства XIII века). М., 1960, с. 418-424.

Понятие: