Анахронизм

С точки зрения одного из отцов-основателей журнала «Анналы» Люсьена Февра, анахронизм - это «смертный грех для историка». По его мнению, нет ничего предосудительнее, чем приписывать обществу прошлого современные ценности и рассказывать о самом себе вместо того, чтобы заставить говорить людей другой эпохи. Чтобы не уступить соблазну анахронизма со свойственным ему убеждением в неизменности человеческих чувств и не приписывать, таким образом, прошлому того, что принадлежит настоящему, историк должен осознавать культурную дистанцию, отделяющую его от людей прошедших эпох. Следовательно, ему необходимо, прежде всего, отстраниться от привычных условий существования и, погрузившись в изучаемую эпоху, постараться понять верования, представления о мире, научные знания и способы чувствовать, свойственные людям прошлого. Если историк действительно хочет понять другого и попытаться приблизить далекое, ему надо ощущать инаковость, обладать воображением и быть способным к сопереживанию. Убежденный сторонник понимающей истории Анри-Ирене Марру ставил вопрос следующим образом: «Как можно понимать, не обладая способностью становиться сопричастным другому, переживать его страсти и передумывать его мысли в том же виде, что и он?..

Цитируется по изд.: Словарь историка. Отв. ред. Николя Оффенштадт. М., 2011, с. 15-16.

Понятие: