Понятие: общая характеристика (Горский, 1954)

Логическое мышление обычно состоит не из отдельных, изолированных мыслей, оно представляет собой различные связи мыслей. Отдельными звеньями этих связей являются суждения. Примеры суждений: «Логика — философская наука», «Научная система земледелия — условие высокой урожайности растений».

Будучи единой мыслью, суждение имеет некоторое строение, некоторый состав.

Так, из суждения «Логика — философская наука» могут быть выделены в качестве его членов мысли «логика» и «философская наука». И точно так же из суждения «Научная система земледелия — условие высокой урожайности растений» могут быть выделены мысли «научная система земледелия» и «условие высокой урожайности растений».

Возможность выделить из состава целостного суждения известные мысли, входящие в суждение как его члены, обусловлена тем, что эти мысли ещё до того, как мы образовали данное суждение, многократно встречались в практике нашего мышления как члены других суждений. Так, мысль «логика» может быть найдена в составе таких суждений, как: «Логика есть наука о формах и законах мышления», Логика и грамматика рассматривают формы, отвлекаясь от конкретности их содержания», «В логике один из её главных разделов — раздел об умозаключениях» и т. д.

Эти отдельные мысли, существующие в суждении не сами по себе, а в логической связи и только выделяемые нашей мыслью из состава суждения, называются понятиями.

Так, в наших примерах мысли «логика», «философская наука», «научная система земледелия», «условие высокой урожайности растений» являются понятиями.

Мысль о предмете есть понятие только при условии; если посредством этой мысли мы можем различать то, в чём мыслимый

[28]

предмет сходен с отличными от него предметами, и то, чем он отличается от сходных с ним предметов.

То, в чём предметы оказываются или сходными между собой, или отличными друг от друга, называется признаками предмета, Признаки предмета, отражённые в нашей мысли о предмете, называются признаками понятия.

Хотя понятие может быть выделено из состава различных суждений, однако это вовсе, не значит, что оно может встречаться только в составе суждения. В практике мышления понятие встречается как в составе суждения, так и вне суждения, в качестве отдельной мысли.

В особенности в научном мышлении имеются условия, благоприятные для выделения понятия в качестве самостоятельной мысли. В науке понятие кроме той функции, которую оно обычно выполняет в суждениях, выполняет ещё одну и притом чрезвычайно важную функцию: оно выступает как мысль, выражающая результат, итог научного знания и исследования на данном этапе познания. Так, научные понятия атома, молекулы в физике, вида и разновидности в биологии, научное понятие общественного класса или способа производства в социологии суть определённый итог изучения этих явлений, выражающий сумму достигнутых знаний о данных явлениях.

Таким образом, в современном логическом мышлении понятие выполняет двоякую функцию. Рассмотрим подробнее два различных применения понятия.

Первое применение понятия в мышлении состоит в том, что оно представляет собой условие для понимания суждений. Роль эту понятие выполняет тогда, когда оно есть точная мысль о признаках предмета, отличающих данный предмет от всех других предметов. Например, непонятное слово «эклиптика» становится словесным выражением понятия для того, кто знает, что эклиптикой называется большой небесный круг, по которому в течение года движется справа налево Солнце в своём видимом движении вокруг Земли.

Этим, однако, роль понятия в мышлении далеко не исчерпывается. Отличение предмета от других есть только одно — и притом простейшее — назначение понятия. Это назначение выполнено, когда точно фиксируется в мысли некоторое, в большинстве случаев небольшое, число признаков предмета, отличающих этот предмет от других. Гораздо более важна для мышления другая логическая функция понятия — его способность отражать в мысли более или менее полный итог, сумму знаний 1.

Понятие как итог познания предмета есть уже не простая мысль об отличительных признаках предмета: понятие-итог есть

_______

1. Первую функцию понятия изучает логика формальная, вторую — логика диалектическая.— Прим, ред.

[29]

сложная мысль, суммирующая длинный ряд предшествующих суждений и выводов, характеризующих существенные стороны, признаки предмета. Понятие как итог познания это сгусток многочисленных уже добытых знаний о предмете, сжатый в одну мысль.

Если нам надобно лишь отличить квадрат от всех других фигур, то для этой цели достаточно понятия, фиксирующего только два существенных признака квадрата: равносторонность и прямоугольность параллелограмма, называемого квадратом. Но если мы хотим, чтобы наше понятие отразило всю совокупность познанных наукой признаков квадрата, то кроме признаков прямоугольности и разносторонности параллелограмма оно должно включить в себя множество связанных между собой признаков. Так, квадрат характеризуется тем, что он: 1) равносторонний параллелограмм; 2) прямоугольный параллелограмм; 3) имеет равные диагонали; 4) диагонали эти взаимно делятся пополам и пересекаются под прямым углом; 5) диагональ квадрата несоизмерима с его стороной; 6) вокруг каждого квадрата можно описать окружность; 7) в каждый квадрат можно вписать окружность; в) из всех четырехугольников с заданным периметром квадрат имеет наибольшую площадь и т. д. и т. д.

Место и значение понятия в логическом мышлении бывают различными в зависимости от того, идет ля речь о понятии в составе суждения или же о понятии как мысли, выражающей результат научного познания предмета.

Если понятие рассматривается по той логической функции, какую оно выполняет в составе суждения, то оно выступает в мышлении только как необходимое звено в логической связи. В этом случае в центре внимания стоит не данное понятие само по себе, а то конкретное отношение между предметом и его свойством или отношение между предметами, которое составляет объект утверждения (или отрицания), мыслимого в суждении.

Если же понятие рассматривается как итог познания предмета, то применение его далеко выходит из рамок конкретного суждения, ибо в таком случае понятие есть мысль о предмете не одного только данного суждения, а длинного ряда суждений, в своей последовательности и совокупности отражающих все познанные стороны ш связи предмета. Такое понятие становится даже в известной мере синонимом всей науки вообще. В этом смысле Уши некий говорил, что «каждая наука есть не более, как одно чрезвычайно обширное и сложное понятие... Для человека, изучившего науку вполне, вся она является одним понятием, историю образования которого он может довести с конца до начала, т. е. до первичных суждений, до основных сочетаний из ощущений»  1.

_______

1. К. Д. Ушинский, Собрание сочинений, т. 8, изд. Академии педагогических наук РСФСР, М.—Л. 1950, стр. 601-602.

[30]

Способность быть итогом развития науки В. И. Ленин считал очень важным и очень ценным свойством понятия. «Очень верно и важно, — отмечал Ленин, — именно это повторял популярнее Энгельс, когда писал, что ...итоги естествознания суть понятия...» 1

Понятие как итог познания предмета не составляет объекта изучения для формальной логики. Формальная логика рассматривает понятие лишь в составе суждения, т. е. как мысль, посредством которой в суждении отражается предмет суждения, его свойства, а также отношения между предметами 2.

_____

1. В. И. Ленин, Философские тетради, стр. 247.

2. Формальная логика изучает понятие преимущественно со стороны его объема. Для целей и задач, которые ставит перед собой формальная логика, является правомерным рассматривать как равнозначные любые два понятия с одним и тем же объемом. Так, понятия «самая большая река в Европе» н «река, имеющая своим притоком Каму» можно рассматривать как равнозначные, поскольку их объём один и тот же (в их объём входит одна и та же река, именуемая Волгой).— Прим. ред.

[31]

Цитируется по изд.: Горский Д.П. Логика. М., 1954, с. 28-31.

Понятие: