Бхагаватизм

БХАГАВАТИЗМ - направление в индуизме, возникшее в результате компромисса между развитой идеологией брахманизма и конкретными местными культами; термин часто используется как синоним вишнуизма. Контакты ариев с аборигенным населением привели к отождествлению и слиянию Праджапати-Брахмы с Нараяной — древним аборигенным божеством. В позднейших текстах он именуется Бхагаватом, т. е. «Наделяющим долей», «Подателем благ», «Владыкой», и постепенно приобретает брахманизированную форму. В сферу его культа втягивались ритуально-мифологические традиции других аборигенных божеств: Санкаршаны, Баларамы, Васудэвы, которые сложным образом переплетались. Существенным моментом бхагаватизма считается почитание аватар. Таким образом, в бхагаватистский пантеон была включена серия популярных местных культов, божества которых отождествлялись с Вишну-Нараяной. Популярная вишнуитская школа панчаратра отождествила Васудэву и некоторых других богов культа с космическими эманациями и построила систему эволюции, в некоторых чертах сходную с системой санкхьи (см. Вьюха). Тем самым мифология бхагаватизма получила прочный космологический фундамент. Основной женской ипостасью Бхагавата является Нашими — богиня успеха, благополучия и процветания, а также любви и красоты, известная и под именем Шри. Ее важный символ и атрибут — лотос. Архаичность культа Лакшми делает ее мифический образ чрезвычайно сложным и противоречивым. К началу новой эры ее культ был брахманизирован и включен в официальный пантеон в качестве супруги Яышну-Нараяны. Почитание Лакшми как супруги Нараяны составляет неотъемлемую часть бхагаватизма. В средние века Лакшми и Нараяна превратились в идеал супружеской пары в литературе и искусстве и тема их любви стала одной из самых распространенных. Вместе с пуранической традицией в бхагаватизм-вишнуизм влились элементы шактизма: в некоторых течениях Лакшми стала почитаться как шакти Вишну. Основным культовым действием бхагаватизма является пуджа. Другие существ, черты культовой практики — чтение мантр, иногда сочетающееся с элементами йоги, нанесение на тело изображений атрибутов божества: раковины (шанкхи) и метательного диска (чакры). Широко распространенной была и практика поста, как и других обетов. Им приписывалось магическое значение. Считалось, что они могли принести адептам необыкновенный успех в продвижении их по пути духовного совершенствования. В «Бхагавадгите» эмоциональная приверженность божеству (бхакти) провозглашается одной из важнейших добродетелей, а Бхагавят-Нараяна превращается в основной символ космической реальности.

М. Альбедиль

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 92-93.