Неопозитивизм: происхождение и главные представители

Единственное подлинно новое достижение эмпиризма мы можем найти в настоящее время в неопозитивистской школе, возникшей из критического позитивизма Конта и Милля и являющейся подражанием британскому эмпиризму XIX столетия. Его непосредственным предшественником является немецкий эмпириокритицизм. Через Джозефа Петцольда (1862—1929), ученика Авенариуса, к неопозитивизму перешло управление периодическим изданием «Анналы философии» («Annalen der Philosophie»), которые породили «Познание» («Erkenntnis»), наиболее значительный журнал неопозитивистской школы в период между 1930— 1938 годами. Помимо эмпириокритицизма, исключительно большое влияние на неопозитивизм оказали французская критика пауки, учение Рассела, а также развитие математической логики и современная физика (Эйнштейн).

Школа неопозитивистов возникла из семинара Морииа Шлика (1882—1936). С опубликованием манифеста «Научное мировоззрение — Венский кружок» («Wissehschaftliche Weltumfassung – Der Wiener Kreis», 1929) эта школа под названием «Венский кружок» очень скоро достигла выдающегося положения. В следующем году (1930) начал выходить периодический журнал «Познание», который в 1939 году, после политического кризиса, был заменен «Журналом унифицированной науки» («Journal of Unified Science»), издаваемым в Чикаго. Состоялся ряд примечательных конгрессов: в Праге (1929), в Кенигсберге (1930), опять в Праге (1934), в Париже (1935), в Копенгагене (1936), еще раз в Париже (1937), в Кембридже(1938). Только это одно свидетельствует об активности новой школы и ее истинно международном характере. Наиболее выдающиеся неопозитивисты нашли убежище от нацизма в Англии и Соединенных Штатах. В Соединенных Штатах они взялись за огромное дело — издание «Международной энциклопедии унифицированной науки» («International Encyclopaedia of Unified Science»), которая и сегодня пользуется очень большим влиянием как в Англии, так и в Соединенных Штатах. В 1933 году в Англии стал выходить журнал «Анализ» («Analysis»), печатный орган группы философов, близких неопозитивистам.

На Международном философском конгрессе в Праге в 1934 году неопозитивистская ткача оказалась одной из сильнейших. С тех пор она потерпела некоторую неудачу на континенте, но по-прежнему остается исключительно важной и даже сегодня считается одной из ведущих школ в современной философии.

Почти все ее главные представители - немцы. Первым заслуживает упоминания Рудольф Карнап (род. 1891), который обучался философии в Вене, Праге и Чикаго, а в настоящее время преподает в Лос-Анжелесе. Он является логиком и в некотором смысле лидером этой школы. За ним идет Ганс Ройхенбах (1891—1953), профессор Берлинского, Стамбульского и, наконец, Лос-Анжелесского университетов, который принял участие в основании «Венского кружка» и сотрудничал в издании «Erkenntnis», но затем отказался от ортодоксального неопозитивизма. Другими представителями «Венского кружка», которые заслуживают упоминания (кроме Морица Шлика, известного своими работами в области морали и злодейски убитого одним из студентов), являются Отто Нейрат (1882—1945), который тщательно разрабатывал идею унифицированной науки, и Ганн (1880—1934). В тесном контакте с этой школой находились некоторые логики, такие, как Альфред Тарский и Карл Поппер.

За пределами Германии неопозитивизм достиг большого влияния только в Великобритании. Там даже находится сейчас основная школа. С ней более или менее тесно связан ряд философов, например группа, основавшая в 1933 году журнал «Анализ». Среди них следует отметить Дункана Джонса, Меиса, Сюзанн Стеббинг, а также Альфреда Айера, наиболее радикального из всех неопозитивистов, но особенно Гильберта Райла, который, вероятно, является наиболее влиятельным английским философом в настоящее время. В Англии есть также значительное количество более или менее убежденных позитивистов, таких, как Джойс Уисдом, связи которых с неопозитивистской школой несколько слабее.

Во Франции трудно найти выдающихся представителей неопозитивизма, но поскольку они есть, то в их число должны бить включены Люис Ружье, Эрнст Вуйеман (который пытался рекламировать работу о «Венском кружке») и Морис Болль.

Цитируется по изд.: Бохенский И.М. Современная европейская философия. М., 1959, с. 60-61.