Изоляционисты США

На всех этапах истории США на политическую жизнь страны значительное влияние оказывал «изоляционизм». Но термин «изоляционизм» в свою очередь на каждом из исторических этапов обладал различным содержанием, отражал различные классовые интересы и, следовательно, подвергался эволюции. Не случайно лидеры и теоретики новейшего американского «изоляционизма» в 20-х и 30-х годах XX в. (Гувер, Ванденберг, Тафт, Фиш, Бирд, Тэнзилл, Барнс и др.), подчеркивая его традиционный и устойчивый характер в политической жизни США и объявляя «изоляционизм» единственным подлинно американским политическим и идеологическим течением, игнорировали эту эволюцию и всячески фальсифицировали ее.

Более того, даже в пределах одного исторического этапа «изоляционизм» отнюдь не представлял единого целого, не был однородным политическим явлением; каждая общественная группа, поддерживавшая или насаждавшая его, представляла в нем и определенное направление.

В связи с этим нельзя анализировать развитие «изоляционизма» лишь с точки зрения моральных или географических факторов, как это делают буржуазные авторы. Так, историк Драммонд объясняет его возникновение «психологическим разрывом между континентами Европы и Америки, который произошел еще в колониальный период» 1, а Б. Рауш усматривает причину сохранения «изоляционизма» в 30-е годы XX века в «страхе перед настоящим» и «приверженности к фантазиям прошлого»  2.

Решающее значение при характеристике столь сложного социального явления, как «изоляционизм», должно принадлежать анализу его экономических корней, его классовой сущности, политического содержания. При

___________

1. D. Drummond, The Passing of American Neutrality, 1937— 1941, p. 5.

2. B. Rauch, Roosevelt from Munich to Pearl Harbor, New York, 1950, p. 12.

[30]

этом следует иметь в виду, что принадлежность к изоляционистскому движению в условиях 30-х годов определялась не только отношением данной общественной группировки или политического деятеля к сохранению нейтралитета США в надвигавшейся войне, но и отношением к росту фашистской агрессии на международной арене и к оживлению деятельности реакции, прежде всего фашистских организаций внутри США.

С этой точки зрения внутри «изоляционизма», неоднородность и разношерстность которого в 30-е годы проявилась особенно отчетливо, можно выделить несколько наиболее крупных сил.

К числу их относится прежде всего население штатов Среднего Запада США, где изоляционистские настроения в 20-х и 30-х годах были выражены наиболее ярко вследствие относительно слабой зависимости этих штатов от внешних рынков и основанной на этом устойчивой политической традиции среди промышленников, рабочих и фермеров, их населявших. К тому же до половины населения Среднего Запада составляли выходцы или потомки выходцев из Германии, не заинтересованные в активной политике США по отношению к последней. Что же касается остального населения среднезападных штатов, то вплоть до 1941 г., ощущая последствия кризисов 1929—1932 и 1937—1938 гг. (когда этот район больше всех пострадал), оно, естественно, в первую очередь интересовалось проблемами внутреннего экономического положения США, зачастую недооценивая важность и сложность внешнеполитических проблем и проявляя тем самым стихийный «изоляционизм».

Весьма важное значение в сохранении и распространении изоляционистских взглядов среди народа имело и то обстоятельство, что они, как справедливо отмечал один из современников рассматриваемых событий, отражали недовольство политикой банкиров и промышленников, которых считали виновниками депрессии и которые сыграли столь важную роль в вовлечении США в первую мировую войну 1.

Однако стремление простых американцев не проливать более крови за интересы капиталистов ничего общего не имело с политикой поощрения и попуститель-

_________

1.  R. Van Alstyne, American Diplomacy in Action, p. 387.

[31]

ства агрессии, которую под флагом «изоляционизма» проводили правящие круги США. «Изоляционизм» этих последних носил качественно иной характер и преследовал иные цели.

В этой связи следует выделить те слои американского капитала, которые придерживались антианглийской ориентации в силу обострения торговых противоречий со своими партнерами и конкурентами в Англии. Эти слои выступали против вмешательства США в англо-германский конфликт, так как рассчитывали этим ослабить Англию. Учитывая остроту англо-американских противоречий в 20-е и 30-е годы, эти антианглийские группировки выступали за изоляцию Америки, а по существу шли дальше и были не прочь оказать прямое содействие и помощь гитлеровской Германии.

В этом отношении особую активность проявляли наиболее реакционные силы монополистического капитала США, связанные широко разветвленной и тщательно за-конспирированной сетью картельных соглашений с германскими монополиями. Цель этих кругов состояла в том, чтобы, манипулируя столь популярными в США понятиями, как «нейтралитет», «неучастие в войне» и т. д., обеспечить максимальную изоляцию США от развернувшейся во всемирном масштабе борьбы против фашизма и агрессии, не допустить каких-либо форм сотрудничества США со странами, борющимися против фашизма.

В Берлине знали о существовании в Америке этих влиятельных изоляционистских кругов, сочувствующих гитлеризму в силу картельных связей с германскими монополиями, а также вследствие их антидемократических и антисоветских взглядов. Эти силы были широко представлены в правящих кругах Америки, в конгрессе, республиканской и демократической партиях, во многих общественных организациях.

Германский военный атташе в США Бёттишер еще до войны сообщал Риббентропу, что в Америке «влиятельные слои питают симпатию к третьему рейху, в котором видят бастион порядка и оплот против покушений на частную собственность. Наиболее респектабельные и патриотические круги за редкими исключениями настроены антикоммунистически и в еще большей сте-

[32]

пени антисемитски» 1. Это сообщение Бёттишера как нельзя лучше характеризует ту почву, которая служила основой взаимных интересов наиболее реакционных кругов США и германского фашизма.

Сильные антидемократические и профашистские настроения имели место также в госдепартаменте, в объединенном штабе США и среди руководителей американских вооруженных сил. Так, Томсен и Бёттишер информировали Риббентропа в самом начале войны, что в объединенном штабе США «существует преклонение перед руководством германского вермахта» 2.

Наиболее реакционные силы монополистического капитала США возлагали особые надежды на «изоляционистское» движение, так как усматривали возможность использовать его как для оказания содействия фашистскому блоку на международной арене, так и для усиления собственных позиций в стране.

20-е и особенно 30-е годы XX века характеризуются еще тем, что именно в форме «изоляционизма» в эти годы нашла наиболее удобное для себя выражение антидемократическая, антисоветская политика американского монополистического капитала. Председатель Национального Комитета Компартии США У. 3. Фостер говорил по этому поводу: «Вторая мировая война сделала явным раскол в американской буржуазии, наметившийся еще во время мирового экономического кризиса и в предвоенные годы. Сторонники Рузвельта взяли курс на сближение с Англией, в то время как республиканцы и тори оказывали косвенно помощь Гитлеру. Оппозиция республиканцев Рузвельту, поддержанная крупным капиталом, отвергала его проанглийскую политику и осуществляла курс на поддержку Германии. Эта оппозиция, пропитанная фашистскими идеями, одобряла победу или перемирие в Европе — для войны против СССР». Ввиду наличия среди масс сильных антифашистских и миролюбивых настроений даже ограниченная открытая помощь странам «оси» была невозможна. Поэтому «антирузвельтовская оппозиция преследовала политику «изоляционизма» по отношению к Европе. На деле это означало предоставление завуалированной

__________

1. Documents on Genman Foreign Policy», Serie «D», vol. II, London, 1952, p. 639.

2. DGFP, vol. Ill, p. 180.

[33]

помощи Гитлеру и борьбу против оказания любой формы помощи Великобритании и объединения с Советским Союзом» 1.

Следовательно, нейтралитет, за который ратовали реакционные «изоляционистские» деятели, носил объективно прогитлеровский характер и отнюдь не был «чистым» нейтралитетом. Характерно в этой связи, что, несмотря на все свои заверения в приверженности к сохранению самого строгого нейтралитета США, реакционные деятели «изоляционизма» не проявляли особой заботы о поддержании такого нейтралитета по отношению к событиям на Дальнем Востоке. Вскрывая эту особенность «изоляционизма», У. 3. Фостер писал: «Антирузвельтовские силы были встревожены натиском в Китае японского империализма, который угрожал осуществлению планов империалистической экспансии США на Дальнем Востоке. Поэтому они одобряли войну против Японии» 2. О том, что «изоляционизм» американской реакции отнюдь не означал подлинного нейтралитета, наглядно свидетельствует и политика реакционных изоляционистских группировок по отношению к СССР, которая носила ярко выраженный агрессивный и воинствующий характер: период Мюнхена, советско-финской и Великой Отечественной войны дают множество неопровержимых тому доказательств.

По мере стремительного развития событий в 1937— 1939 и особенно в 1939—1941 гг. роль и влияние «изоляционистского» движения в Америке, столь явно продемонстрировавшего профашистские, антидемократические и антисоветские устремления своих лидеров, неуклонно уменьшались. Однако деятельность реакционных «изоляционистских» сил наложила свой отпечаток на внешнюю политику США предвоенных лет и фактически предопределила многие важнейшие ее акции.

Это объясняется не только влиянием «изоляционистских» элементов в правительстве и стране, но и особым характером отношений по коренным внешнеполитическим проблемам между «изоляционистами» и их оппонентами — «интернационалистами», стоявшими у власти.

________

1. W. Foster, History of the Communist Party of The United States, p. 376, 382.

2. Там же, стр. 376, 377.

[34]

Цитируется по изд.: Кузнец Ю.Л. Вступление США во вторую мировую войну. М., 1962, с. 30-34.

Понятие: