Дож (Оке, 2006)

Дож, по своей сути, это «функционер» византийского типа, относящийся к экзархату Равенны. Утвердив свою независимость от двух империй, герцог (dux или due) без колебаний принял знаки отличия и скипетр, обзавелся, подобно королю, «своими» епископами, «своим» духовенством, «своими» подданными, «своей» церковью (собор Св. Марка и «его» часовня) и попытался ввести династическое правление, водворив одного из своих наследников на место герцога. Такая политика наследования продлилась со времен последних Орсеоло. Выборность дожей не устранила полностью наследование власти, и во главе Республики находились два дожа из семьи Деодони, и два дожа — Микеле и Пьетро Полани (Пьетро был зятем предыдущего дожа Микеле). Дожи XI в. были окружены епископами, но выбирал их народ. Дворец являлся резиденцией дожей, и в нем отдельно от богатств герцога хранилось государственное имущество и казна. Герцог играл по отношению к этому имуществу лишь административную роль. Оно именовалось также «народным». После установления Коммуны окружение герцога составляли судьи и мудрецы (sapientes). Знаком отличия служил уже не скипетр, а штандарт св. Марка, ставший символом чести города, и правители управляли, учитывая волю народа. «Рост могущества Коммуны, по своей сущности, заставил поблекнуть титул герцога» (Кракко). Невозможно назвать точную дату возникновения Коммуны, поскольку, в отличие от других городов Италии и даже Европы, у здешней Коммуны не было необходимости завоевывать политическую автономию от центральной власти и власти епископа. Коммуна начала проявлять себя во времена дожа Пьетро Полани в 1140-е гг. В феврале 1143 г., чтобы разрешить конфликтную ситуацию, вызванную «шествием братств (scole)» через город, дож Полани созвал во дворец судей и мудрецов, т.е. «тех, кто присутствовал на совете, учрежденном в то время для спасения чести Родины, принесения ей пользы и для ее сохранения и коим народ дал клятву послушания». Тогда для «Коммуны» была характерна такая атрибутика: совет, мудрецы, судьи и клятвы. Новый дож, Доменико Мороси ни, вступая в должность, также принес клятву народу Венеции и провозгласил, что всем последующим надлежит делать то же самое. Коммуна получала власть от народа. Она лишала дожей монархических привилегий.

Во второй половине XII в. дожи стали расценивать некоторые области и большие далматинские острова как поместья, предназначенные для их сыновей, которые, таким образом, становились владельцами Вельи, Оссеро и Арбы. Но в 1163 г. зарождавшаяся Коммуна потребовала, чтобы эти территории были пожалованы дожем «Венецианской Коммуне для ее блага и в ее честь» в присутствии судей, мудрецов и представителей народа. В 1166 г. дож ввел правила выбора графа Арбы, которого перед утверждением дожем и мудрецами могла избирать местная знать. Сыновья дожа не стали считаться с этими требованиями. В мае 1165 г. во дворце герцога встретились два претендента на владение Оссеро — Доменико Моросини (сын прежнего дожа, носившего то же имя) — граф де Зара и Леонардо Микеле (сын действующего дожа). Оба претендента имели законные права на эту территорию. Судьи и мудрецы вынесли свое решение: все зло происходит от неограниченной власти дожей, позволяющей им передавать имущество Коммуны своим сыновьям и наследникам безо всякой пользы для Коммуны.

Тогда Моросини предложил внести 800 ливров. Но поскольку он уже обладал соседним владением — Зара (Zara), решено было передать Оссеро Леонар-до Микеле при условии, что он выплатит 800 ливров. Члены Коммуны поступили несвойственным для этой организации образом: им удалось избежать сосредоточения слишком большой власти в одних руках и заставить уплатить деньги в казну, лишив таким образом дожа возможности свободно распоряжаться общественными богатствами.

Дож являлся верховным представителем Коммуны (государства), но последняя сама участвовала в важных делах, принимала решение о перемириях, заключала договоры, санкционировала военные операции, ведала дипломатическими отношениями. Финансовые вопросы были важнейшими в компетенции Коммуны. Например, в 1164 г. дож вместе с судьями, мудрецами и представителями народа выплатил двенадцати лицам прибыль, полученную Коммуной на рынке Риальто, — 1150 марок серебром (274—275 кг драгоценного металла) в качестве платы за ссуду, предоставленную этими частными лицами. Коммуна принимала решения финансового характера, такие как заем ссуды и выплата долгов, а также брала на себя общественные расходы.

С IX века дож имел личного канцлера, составлявшего документы общественного значения. Ранее роль писаря исполняли священники-нотариусы, иногда капелланы собора Св. Марка. В следующем веке канцлер стоял во главе курии, готовившей для дожа все законодательные и правовые акты. Все возраставшая сложность ведения государственных дел, включая международные отношения, привела к введению титула великого канцлера (cancellier grande), возглавлявшего всю государственную администрацию и ответственного за ее успешное функционирование.

Лицо, занимавшее этот пост, назначалось из представителей «народа» и, согласно протоколу, являлось второй персоной в государстве. Историки обязаны этим должностным лицам и их службам превосходно сохранившимися венецианскими архивами, давшими огромное количество сведений по истории Республики. С 1264 г. Большой совет решил включать в реестровые журналы в кожаном переплете содержание всех обсуждавшихся тем, даже если решение не было принято. Записи в этих журналах продолжались вплоть до прекращения существования Республики. Также составлялись сборники текстов договоров (pacta) у написанных как в самой Республике и коммунах, так и в соседних и отдаленных государствах. В 1282 или 1283 г. дож Джованни Дандоло решил избавить эти сборники от потерявших свою актуальность текстов и внести в эти записи необходимую ясность.

Дож, высшее государственное лицо, избирался пожизненно, но его власть постепенно становилась все менее могущественной. Так, в XIV веке ему давались на рассмотрение письма, адресованные Сеньории, на которые он отвечал от своего имени, но не имел права открывать их один, а должен был делать это в присутствии своих советников. Кроме того, ему запрещалось появляться на публике без сопровождения членов Сеньории, которые играли главную роль на всех заседаниях: Большого совета, Сената, Совета Десяти, пленарной коллегии (pien collegia). Хотя ни одно серьезное дело не рассматривалось без дожа, он не мог принять единолично ни одного решения, поскольку в Венеции весьма негативно относились к тирании, к единоличному правлению. Но, несмотря на это, значимый статус дожа позволял оказывать влияние на ход событий. Этому могло послужить свидетельством противостояние двух политических противников — Тома Мочениго и Франческо Фоскари. В конце XV века, вследствие падения общественных нравов, в адрес некоторых дожей стали поступать недостойные обвинения. Большой совет после кончины Агустино Барбариго (1501) решил после смерти каждого дожа избирать «троих судебных следователей (tnquisitori) по делам усопшего» для расследования его деятельности во время пребывания у власти. Из его наследства изымались средства для возмещения убытков, причиненных им обществу из-за нарушения тех или иных законов. Венецианцы в самом деле были весьма мудрыми людьми.

Цитируется по изд.: Оке Ж.-К. Средневековая Венеция. М., 2006, с. 20-25.

Понятие: