Сознание (Федоров, 1994)

Сознание — одна из ключевых категорий как в объектоцентристской, так и в субъектоцентристской мировоззренческих версиях о Человеке. В объектоцентризме сознание есть инструмент, посредством которого человек отражает внешний мир. Сознание — гносеологическая производная от онтологии внешнего объективного мира, хотя и составляет субъективную основу внутреннего мира Человека. В субъектоцентризме сознание не столько отражает, копирует, сколько творит и воспроизводит внешний мир. Если бы сознание лишь пассивно отражало мир, то в движущемся мире ничего "особого" не происходило бы. Мир был бы тождественным самому себе и имманентным в своем самодвижении, не нуждающемся в сознании как своей гносеологической сущности. И если бы в таком самодостаточном объективном мире каким-то чудесным образом и появилось сознание, то оно ведь солипсически отражало бы лишь свои собственные интенции, т. е. существовало бы в форме чистой саморефлексии, самосознания. Но даже "здравый смысл", на который так часто ссылаются объектоцентристы, указывает на то, что мир изменяется не иначе, как под воздействием сознания. Значит, сознание не только отражает, но и реконструирует действительность в соответствии с приоритетами обмирщвления, объективирования субъективаций менталитета. Мир изменяется не столько под воздействием имманентных объективных законов, вытекающих из порядка необходимости, сколько под воздействием креативной активности субъекта, чьи мировоспроизводящие интенции органически вытекают из порядка духовной свободы. Мир изменяется под воздействием сознания, которое самоизменяется вместе с изменениями в мире. Сознание и Бытие Человека — взаимообусловленные категории и должны соотноситься не как вторичное и первичное, а как внутреннее и внешнее в целостном мироздании. Именно такой подход осуществляет субъектоцентристская форма мировоззрения.

Важнейшей функцией сознания является функция трансцендирования — выхождения за границы не только мира внутреннего, но и внешнего, вследствие чего внутренний мир овнешняется, а внешний мир овнутряется. Именно во взаимосвязанных процессах овнешнения и овнутрения самотрансцендирующего сознания космодинамика сущего обретает свои устойчивые формы. Человек в субъектоцентризме есть не столько гносеологизирующий объект, сколько онтологизирующий субъект. Он трансцендирует мир своей перманентной креацией, последовательно овнешняя внутренний мир до самых проявленных и овремененных форм Внешнего Мироздания. На высшем срезе своей ментальности Человек всегда остается самотрансцендирующим субъектом вне зависимости от степени своей самораспакованности.

Континуум человеческой экзистенции с одной стороны ограничен "хорошей бесконечностью", Духом, а с другой стороны — "дурной бесконечностью", Телом. У Человека есть два предельных варианта выхождения за границы беспредельного экзистенциального континуума: за пределы Духа, за пределы пустотного начала к верхней бездне Бытия и порождения Самого Себя в качестве Абсолютного Субъекта и за пределы Тела, к нижней бездне и онтологической реконструкции в ней Себя в качестве Абсолютного Объекта. Человек одновременно трансцендирует себя в Ноумена, Бого-Человека и гиперрационализирует себя в Гиперфеномена, Человеко-Зверя, и обе эти способности заключены в его Сознании.

В субъектоцентристском мировоззрении акцент делается не на гносеологической, а на онтологической стороне сознания. Сознание есть не что иное, как осознанное бытие, а бытие — бытийствующее сознание. Сознание не столько познает, сколько трансцендирует мир, выступая важнейшей стороной всеобщего креативного процесса.

Для того чтобы построить всеобщую модель человеческого бытия, основанием которой служит субъект, необходимо выявить содержание его особого атрибута, позволяющего ему не только порождать, но и трансцендировать мир, выходить за пределы порождаемого, во все новые слои бытия своей собственной онтологической беспредельности. Русский философ Б.П. Вышеславцев подчеркивал, что "трансцензус (выход за пределы данного) абсолютно существенен для самосознания, что он есть сущность духа, сущность свободы"10.

Итак, сознание не столько отражает, сколько творит мир. Но творит мир не по заранее намеченной схеме, а трансцендирует его в перманентном процессе ментального самопроявления, самораспаковывания. Субъект осознает Мир лишь постольку, поскольку онтологизирует себя, и трансцендирует его лишь постольку, поскольку осознает себя. Если в Явной Доктрине основной функцией сознания выступает познание, то в Тайной Доктрине познавательная функция сознания — всего лишь составная часть ее креативной миссии. Если в объектоцентризме сознание в основном отражает внешние объекты, а потому в некотором роде выступает способом, каким действительность осознает себя (сознание лишь по форме субъективно — по содержанию оно объективно, утверждают объектологисты), то в субъектоцентризме оно выступает способом, каким субъект постигает непостижимое — непроявленные глубины своей собственной пустотности, не обладающие каким-либо явным онтологическим содержанием (сознание лишь по форме объективно, по содержанию же субъективно). И в этой связи его содержание лучше всего конституировать не как нечто осознаваемое, а напротив, как нечто неосознаваемое.

"Сознание" — категория довольно "обжитая" сциентизмом, а потому обладает массой значений, что вызывает особые неудобства в ее использовании при построении мировоззренческой концептуализации. В ходе нашего методологического анализа мы постараемся придать этой категории те значения, которые органично вытекают из субъектоцентристской концепции.

В своем исследовании мы используем целый спектр понятий, помогающих как-то понять космодинамику внутреннего мира человека: субъективность, личность, ментальность, сознание, бессознательное и проч. На наш взгляд, в рамках субъектоцентристского мировоззрения необходимо несколько иным образом разводить между собой понятия "менталитет", "сознание" и "бессознательное".

Чаще всего для обозначения целостности внутреннего мира мы будем использовать понятия "ментальность", "менталитет". И не потому, что именно они оказываются наиболее адекватными его трансцендентному содержанию, а потому, что они являются менее определенными, нежели другие понятия, что позволяет довольно свободно ими оперировать. В качестве системообразующего понятия, способного фиксировать сущность внутреннего мира человека, лучше всего использовать именно категорию "менталитет", так как она не вполне еще "обжита" теоретическим сознанием и сохраняет в себе известную степень гносеологической неопределенности, характерной для любой онтологической универсалии.

Слово "ментальность" происходит от латинского mens, mentis, что означает "ум, мышление, образ мыслей, душевный склад". Под ментальностью порой понимают стиль, мышление, духовную атмосферу общества или какой-то группы. Это понятие лучше всего оставить не вполне проявленным и определенным, памятуя теорему Геделя о неполноте, которая всегда не только метафорична, но и эвристична. Чем менее определенной является категория, тем больше эвристических возможностей появляется у исследователя, использующего ее в анализе неявных структур сущего. Под Менталитетом мы прежде всего будем понимать онтологическое единство осознанного и неосознанного, Сознания и Бессознательного в Субъекте.

Итак, в онтологическом аспекте понятие "менталитет" шире понятий "сознание" и "бессознательное". Ментальность есть некий целостный синтез всех форм человеческой субъективности. Сознание есть та часть менталитета, которая выступает осознанным бытием. Сознание — это осознанная форма бытия, или бытийствующее сознание. Но ведь бытие в менталитете может быть представлено и иными, неосознаваемыми, структурами. Бессознательное есть не осознающее себя бытие, т. е. бытие, лежащие по ту сторону сознания. Таковым является бытие, вытесненное из сферы сознания нерелевантными и некомплементарными ему мировоспроизводящими практиками.

Категории "сознание" и "бессознательное" по своему содержанию бедны, как и все подобные им понятия, чей генезис уходит в трансрациональность Сущего. При всем разнообразии точек зрения на их соотношение почти все исследователи сходятся на том, что сознание — это сфера осознаваемого, а бессознательное — сфера неосознаваемого в субъективном.

Цитируется по изд.: Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Новосибирск, 1994.

Понятие: