Монастыри и святилища Японии

Скорее всего, культовые постройки, предназначенные для почитания божеств, даже если культ отправлялся не только в помещении, были сооружены в давние времена. В некоторых святилищах нет павильона для размещения «тела божества» — син-тай. Как, например, в Мива на юге Нара, где сама гора считается телом божества. Но в подавляющем большинстве перед святилищем божества располагались одно или несколько врат, тории. Общим для двух наиболее древних типов архитектуры святилищ, Исэ и Идзумо, является расположение на высоких столбах-сваях, углубленных в землю, и поднимающихся до перекрестья балок на гребне и, перпендикулярно положенных деревянных брусов. Изображения данного типа построек обнаруживаются уже на керамике VI века. Современное святилище Идзумо, как и большинство древних святилищ, датируется эпохой Эдо. Он воспроизводит, в уменьшенном виде более древние строения.

Современные постройки в Исэ были возведены в 1992 году, поскольку они возобновляются каждые двадцать лет в том же самом виде. Периодическое обновление святилищ, которое сохранилось только в комплексе Исэ, было довольно обычным делом, периодичность которого варьировалась в зависимости от места. Таким образом дом божества всегда должен был быть новым. Что касается Исэ, известно, что эта традиция началась в конце VII века. Периодичность обновления многократно нарушалась гражданскими войнами. Она была восстановлена в конце XVI века по инициативе буддийской монахини, которая обошла всю Японию, чтобы собрать необходимые средства. В эпоху Эдо обновления вновь стали регулярными благодаря помощи бакуфу. Характерные для архитектуры Исэ тростниковые крыши и балки, опирающиеся на внешние столбы, весьма архаичны. Она была такой уже в VII веке, то есть в те времена, когда Япония познакомилась с буддийской архитектурой с ее черепичными крышами и каменной кладкой. Сохранилось почти нетронутое свидетельство этой древней буддийской архитектуры — храм Хорюдзи в Нара. Его реставрация датируется концом VII века. В святилище ками подобные реконструкции практически никогда не заметны. Его «тело», предмет, служащий для их поклонения, не всегда может быть точно определен: в Исэ это зеркало, но это может быть коробка из дерева, меч, камень. Главное здание монастыря строится вокруг статуи Будды, главного предмета почитания, хондзон, которое можно увидеть, за исключением статуй Будды, скрытых, согласно эзотерическим традициям. Главное различие состоит в том, что монастырь является местом проживания сообщества монахов, в то время как служители культа божеств никогда не живут в его непосредственной близости. Жилые помещения четко отличаются от святилища. И, наоборот, в своем наиболее простом виде монастырь может быть просто жилищем монаха, где есть комната, предназначенная для отправления культа и для молитв.

Поддержание монастырей и святилищ зависело от общины, от группы семей, которые были с ними связаны. Само собой разумеется, что, в случае наиболее значимых святилищ и монастырей, расходы требовали поддержки власть имущих. Еще со Средневековья средства собирались во время представлений или странствий с целью сбора милостыни.

Большая часть древних культовых сооружений в Японии была восстановлена в эпоху Эдо, когда продолжительный мир позволил возместить потери гражданских войн.

Масе, Ф. и М. Япония эпохи Эдо / Франсуа и Миеко Масе. – М., 2013, с. 191-193.

Понятие: