Опричнина (Артемов, Лебедев, 1959)

Ливонская война послужила толчком к обострению противоречий между самодержавием и боярством.

Боярство было заинтересовано в борьбе с Крымским ханством, в борьбе за охрану своих вотчин от татарских набегов. 

Борьба за выход к Балтике была чужда боярству. Но это была не основная причина разногласия. Главное противоречие заключалось в притязаниях боярства на власть.

В Избранной раде в ряде решений перевес имела боярская группа во главе с Андреем Курбским и князем Курлятевым. Их поддерживал А. Адашев. Это особенно выявилось в 1553 г., когда царь опасно занемог. Врачи предсказывали смерть. Большинство Боярской думы и даже большинство членов Избранной рады выдвинуло кандидатом на престол не сына Ивана — маленького Дмитрия, а двоюродного брата, князя Владимира Старицкого. Эта кандидатура выставлялась с целью снова вернуться к прежним порядкам.

Предсказания врачей, однако, не сбылись. Иван выздоровел и перед ним открылись замыслы его ближайших советников, желавших ограничить власть царя.

Летом 1554 г. Иван Грозный обнаружил боярский заговор. Группа родовитых потомков удельных князей и бояр пыталась уйти в Литву. Во главе заговорщиков стоял потомок удельных князей Семен Ростовский, около которого сосредоточилась большая группа феодальной знати.

Феодальная знать вошла в тайные сношения с литовским послом Довойной, находившимся в то время в Москве. Ему феодальная знать передавала секретные правительственные распоряжения.

Заговор был обнаружен. Виновники арестованы. И глава заговорщиков князь Семен Ростовский в своих объяснениях заявил, что царь их всех не жалует, великие роды боярские бесчестит, а приближает к себе молодых (т. е. не родовитых).

Когда был обнаружен заговор, оказалось, что к заговорщикам были близки и члены Избранной рады, которым доверял царь Иван — протопоп Сильвестр и Адашев.

После этого Избранная рада потеряла всякое влияние и члены ее были удалены от двора. В 1560 г. Адашев был послан воеводой в Ливонию, где и умер. Сильвестр был сослан в далекий Соловецкий монастырь.

Большим ударом для царя была измена видного представителя Избранной рады, умного и образованного князя Андрея Курбского, командовавшего войсками в Ливонии и перешедшего на сторону Литвы (1564). В оправдание своей измены Курбский прислал царю Ивану «эпистолию». Царь ответил длинным письмом, началась откровенная переписка, выявившая противоречия политического строя Русского государства, обостренные победой централизованной власти над феодальной раздробленностью. Курбский защищал положения, опровергнутые всем ходом борьбы с удельной раздробленностью, всей историей, и считал, что царь должен разделить власть с потомками бывших удельных князей. Царь Иван стоял за крепкую центральную власть, аргументируя ее необходимость взятым у иосифлян учением о божественном происхождении власти. Между прочим, Иван IV показал в этой переписке свою большую начитанность, знания и большой талант публициста.

Предательство бояр заставило Ивана IV поспешить с проведением внутренних реформ. В декабре 1564 г. он покинул Москву и со своим ближайшим окружением направился в Александрову слободу, откуда были отправлены гонцы с грамотами в Москву. Одна грамота направлялась митрополиту, боярам и служилым людям, другая — к купцам и прочим посадским людям. В грамотах царь объяснил причину своего отъезда заговорщическими попытками боярства. Бояре, по его словам, «земли государские себе разымали».

Под влиянием московского посада, испугавшегося возможности нового боярского самовластия, из Москвы выехала депутация просить царя вернуться к власти. Иван IV согласился вернуться, но потребовал решительной борьбы с изменниками-боярами: «опалы свои класти, а иных казнити и животы остатки имати их. А учинить ему в своем государстве опричнину, двор ему свой на весь свой обиход учинить особый». В Алексадровской слободе царь Иван образовал свой особый «опричный» двор. Опричнина — выделение владений («опричь» — кроме) в особое распоряжение царя. Этот опричный двор, основанный в Александровской слободе, был пополнен набором новой тысячи служилых людей из среднего и мелкого дворянства. На содержание особого двора Иван IV выделял из государственной территории обширную «опришнину» государя. В опричнину были взяты богатые северные города, центральные уезды, в которых находились боярские и княжеские вотчины, некоторые уезды на юге и западе. В опричнину были отданы некоторые улицы и слободы Москвы. На территории опричнины конфисковывались боярские и княжеские вотчины и распределялись между опричниками.

Вместе с конфискаций имущества уничтожались крепостные акты прежних владельцев. Крестьяне могли идти к другим феодалам-владельцам или оставаться при испомещенных опричниках. После конфискации вотчин бояр переселяли на окраины, давая им там обширные земельные владения, но уже на поместном праве.

В Александровской слободе образовалось особое управление. Была опричная дума, в которой участвовали представители некоторых знатных феодальных родов, пошедших за Иваном IV.

В Москве Иван IV построил (на месте, где теперь Ленинская библиотека) опричный дворец с прилегающими строениями, служилыми постройками и помещениями для опричников. Этот опричный дворец был сожжен во время набега в 1571 г. крымского хана Девлет-Гирея.

В Александровской слободе были организованы параллельно с существовавшими приказы опричнины.

Сам царь именовал себя в опричных владениях московским князем.

Остальные земли, не взятые в опричнину, назывались земщиной. Во главе земских земель Иван поставил крещеного татарина, князя Симеона Бекбулатовича, потомка касимовских царей, который был послушным исполнителем всех указаний Ивана IV. Симеон Бекбулатович носил титул великого князя всея Руси. При Симеоне в Кремле также находились Боярская дума и приказы, ведавшие землями, отнесенными к земщине.

Это разделение Иван Грозный предпринял как первый шаг для дальнейшего подчинения представителей земщины.

Вскоре Иван стал собирать Боярскую думу, объединенную в опричную и земскую.

Таким образом, в дальнейшем эти мероприятия привели к соединению земской Боярской думы и опричной думы в единую Боярскую думу и соединению затем всех приказов - земских и опричных в единое управление.

Опричный порядок просуществовал семь лет. За время опричнины землевладение потомков удельных князей было сокрушено.

Феодальная знать отчаянно сопротивлялась, организуя новые заговоры и творя измены.

В 1569 г. был обнаружен большой боярский заговор, связанный с изменой в Новгороде и Пскове. В заговоре были замешаны и близкие Ивану IV люди, находившиеся в опричнине.

Заговорщики хотели убить царя и возвести на престол Владимира Андреевича. Однако заговор был открыт, и Иван IV направился с карательными войсками в главный центр заговора — в Новгород. По дороге происходили казни в Твери и в ряде других городов.

Заговорщики сплели в Новгороде громадную организацию, в которой участвовали не только новгородские бояре, но и духовные лица и купцы. Около шести недель продолжались суды и казни Ивана IV в Новгороде и его пятинах. При этом опричники нередко грабили и убивали непричастных к заговору простых людей — ремесленников и крестьян. Число убитых и казненных достигло десятков тысяч человек. Псков избежал массовых казней, уплатив царю большую контрибуцию и выдав несколько заговорщиков.

Из московской знати и людей, близких к Ивану IV, в этом заговоре были разоблачены опричники князь Вяземский и Басманов, которые были казнены. В борьбе с врагами государства Иван Грозный казнил не только одну феодальную аристократию, вместе с ней погибала и дворня, охранявшая своих господ от опричников. Процесс борьбы центральной власти с феодальной аристократией шел таким же образом во многих европейских государствах и жестокость борьбы объясняется далеко не одним характером царя.

Не следует, однако, преувеличивать ужасов опричнины. К этому же времени относится Варфоломеевская ночь в средневековом Париже, где жертв было гораздо больше, чем казней, которые произвел в средневековой Москве царь Иван. Средневековая жестокость царила и при дворе английской королевы Марии Кровавой, и при дворе Филиппа II в Испании.

О Варфоломеевской ночи Иван IV писал: «Христианским государем пригоже скорбеть, что такое бесчеловечие французский король под стольким народом учинил и столько крови без ума пролил».

Опричнина явилась, следовательно, орудием борьбы феодальной группы служилого люда и посадского люда за создание сильной централизованной власти. Царь опирался на феодальную группу дворянства и посадских людей в борьбе с феодальной аристократией, стремившейся к децентрализации, к феодальной раздробленности.

Иван IV уничтожил удельных князей и создал централизованную самодержавную власть. Это было шагом вперед в общем историческом процессе; не нужно забывать, что эта централизованная власть являлась диктатурой крепостников-дворян, основанной на феодально-крепостнической эксплуатации крестьянства, на грабеже угнетенных народов.

«Для удержания своего господства,— писал В. И. Ленин,— для сохранения своей власти помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинении ему громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам,— и все эти законы сводились в основном к одному — удержать власть помещика над крепостным крестьянином» *.

Примечания

* В. И. Ленин, Сочинения, т. 29, стр. 445.

Цитируется по изд.: Артемов Н.Е., Лебедев В.И. История СССР с древнейших времен до XVIII века. М., 1959, 275-279.

Понятие: