Владимиро-Суздальская школа

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА 12 - начала 13 веков, одна из наиболее значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на Северо-Востоке Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый расцвет Владимиро-Суздальской школы был обусловлен усилением к середине 12 века Владимиро-Суздальского княжества, а идейно-эстетическая направленность её искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для Владимиро-Суздальской школы (исходившей, как и другие местные школы 12 века, из традиций искусства Киевского княжества 11 века) поиски новых форм и средств выразительности, для чего широко привлекаются галицкие и западноевропейские мастера. Искусство Владимиро-Суздальской школы, призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти ориентировано на торгово-ремесленное население городов - союзника князей в их борьбе со склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями. Отсюда присущий этому искусству известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным мотивам в скульптуре.

Возросший опыт строительства мощных оборонительных сооружений позволял меньше, чем в 10-11 веках, считаться с естественной защищённостью местности при закладке новых городов-крепостей, размещать их более выигрышно в стратегическом и художественном отношениях (Переславль-Залесский и Юрьев-Польский, 1152; Дмитров, 1154; и др.), свободней решать задачи формирования архитектурного ансамбля, его связи с соседними ансамблями, с окружающей природой.

Лестничная башня замка, в составе более поздней реконструкции
(древняя часть, собственно башня, небеленая).
Фото Юрия Паршинцева.

Высшим достижением Владимиро-Суздальской школы в градостроительстве стали ансамбли города Владимира и княжеской резиденции Боголюбова (1158-1165), гармонично слитой с пейзажем и зрительно связанной с монументом-храмом Покрова (1165, см. Покрова на Нерли церковь). Материалом для строительства служил мягкий известняк («белый камень»), хорошо поддающийся тщательной обработке и удобный для выполнения декоративной резьбы.

Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция изначального вида.

Зодчие Владимиро-Суздальской школы от подражания чётким и строгим формам построек, характерных для Киева начала 12 века (церковь в Кидекше, 1152), вскоре перешли к поискам более органичных для камня мягких и живописных архитектурных форм (Успенский собор во Владимире, 1158-1160, достроен в 1185-1189), придав классически законченное выражение крестово-купольной композиции храма. Мастерское владение пропорциями, тонко развитое чувство массы и материала проявились в архитектуре стройного дворцового комплекса в Боголюбове, тянущейся ввысь, изящной и лёгкой церкви Покрова на Нерли, величавого Дмитриевского собора во Владимире (1194-1197). С формами этих зданий согласован их резной декор, включённый в целостную систему архитектурно-пластического решения фасадов и идущий порой от образцов романского стиля (перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса, рельефные композиции). Но образы сюжетных рельефов не осложнены аллегорической символикой романского искусства. В них христианская иконография своеобразно сочетается с опоэтизированными анимистическими представлениями, бытовавшими в народной среде. В храмах начала 13 века возрастает декоративное начало: на притворах применяются нарядные килевидные завершения (Рождественский собор в Суздале, 1222-1225; Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1230-1234); резное убранство заполнило стены собора в Юрьеве-Польском, смягчая конструктивную ясность форм и отвечая народному пристрастию к узорочной изукрашенности. Присущие зодчеству Владимиро-Суздальской школы в 12 веке изысканность и дух оптимистической светскости в известной мере отразились и в её живописи, более зависимой от церк. контроля. В росписях Дмитриевского собора во Владимире (около 1197), в отдельных сохранившихся иконах («Дмитрий Солунский» из Дмитрова, конец 12 - начало 13 веков, Третьяковская галерея) поражают просветлённая одухотворённость образов, пластическая выразительность, праздничная цветовая гамма. Выдающимся памятником декоративного искусства Владимиро-Суздальской школы являются медные южные врата (1222-1228) Рождественского собора в Суздале, на которых техникой золотой наводки выполнены сюжетные и орнаментальные композиции, отличающиеся необычайным богатством линейных ритмов.

Художественные достижения Владимиро-Суздальской школы послужили в 14-15 веков одним из главных источников для искусства Москвы, ставшей после свержения монголо-татарского ига центром объединения русских земель.

И. М. Глозман.

Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 5. Вешин – Газли – М., Советская энциклопедия. – 1971. – 640 с.

Литература:

Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII -XV веков, т. 1 - 2, М., 1961 - 62; Вагнер Г. К., Мастера древнерусской скульптуры, М., 1966; Ростово-Суздальская школа живописи. [Каталог; вступ. ст. В. И. Антоновой]. М., 1967.