Протестантизм

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от латинского protestans - возражающий, несогласный) - одно из трех крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием), второе по численности (свыше 200 мллионов приверженцев) после католицизма; «буржуазная разновидность христианства» (К. Маркс). Объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и основных черт вероучения и догматики.

Название «протестант» первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 года так называемую «Протестацию» - протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отколовшихся в период Реформации 16 века от католицизма, а также появившихся в более позднее время в результате отделения от главных протестантских церквей. Возникнув в начале 16 века как антифеодальное и антикатолическое буржуазное религиозное направление, являясь идеологическим знаменем ранних буржуазных революций в Европе (см. Реформация), протестантизм выразил стремление становящегося буржуазного общества к удешевлению и упрощению религиозного культа, к демократизации, к разрушению средневекового корпоративизма во имя буржуазного индивидуализма, частной инициативы и предпринимательства. Все эти чаяния в мистифицированной форме содержались в основном принципе протестантизма – «спасение личной верой» (см. «Оправдание верой»). Из него следовало отрицание за духовенством мистической способности «отпускать грехи» и распределять сверхъестественную «благодать», распространение причастия вином на мирян, отмена целибата, монашества, земельных церковных владений, упрощение обрядности (упразднение догмата о чистилище, культа «святых», ангелов, богородицы, поклонения иконам, сокращение религиозных таинств до крещения и причащения и т. д.). Согласно протестантскому вероучению, «спасение» достигается не внешним выражением религиозности, а внутренним субъективным благочестием, «переживанием веры». Порывая с феодализированным христианством, протестантизм отверг «священное предание» как источник вероучения в пользу «священного писания». Оно было переведено на национальные языки, его чтение и пропаганда были не только разрешены каждому верующему, но и вменены в обязанность. Пышный католический культ протестантизм заменил проповедью, совместными молитвами, пением псалмов.

Сложный классовый состав реформационного лагеря, весьма различные конкретные условия возникновения протестантизма в разных странах - все это привело к тому, что протестантизм с самого начала был не единым целым, а совокупностью самостоятельных форм. Первоначальными, возникшими уже в 16 веке, формами протестантизма были: лютеранство, кальвинизм (поглотивший цвинглианство), англиканство (см. Англиканская церковь), анабаптизм (см. Анабаптисты), выродившийся в основном в 40-х годах 16 века в мелкобуржуазную непротивленческую секту меннонитов; к протестантам примыкали унитарии (в том числе польские социниане). Различные направления протестантизма отличались большей или меньшей последовательностью в проведении в жизнь церкви основных принципов протестантизма, в том числе в отрицании церковной иерархии. Если анабаптисты вообще упразднили духовенство, то англикане сохранили сложную церковную иерархию (в том числе епископат); в лютеранстве имеются епископы, пасторы приглашаются, но не смещаются общиной; в кальвинизме епископов, как правило, нет, пасторы и пресвитеры выбираются (по крайней мере, формально) общиной, культ беднее и проще (нет, например, литургии).

Закончившееся в основном к концу 16 века на континенте Европы формообразование внутри протестантизма было продолжено в Англии и позднее в США (английские колонии в Северной Америке были преимущественно протестантскими). В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства (см. Пресвитериане), существенно не отличавшегося от европейского континентального кальвинизма (обычно называлось реформатством). Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты (см. Индепенденты) установили автономность религиозных общин (подчиняющихся в обычном кальвинизме пресвитериям - собранию пресвитеров и пасторов нескольких общин). В 17 веке на базе меннонитства и конгрегационализма сложились такие разновидности протестантизма, как баптизм (см. Баптисты), квакерство (см. Квакеры).

Английская революция 17 века была последней революцией в Европе, происходившей под религиозным знаменем протестантизма (кальвинизма). С этого времени протестантизм утрачивает свой исторически прогрессивный характер. Начинается второй этап в эволюции протестантизма. Старые протестантские церкви превращаются в «респектабельные» церкви буржуазного общества, став или государственными или равноправными с другими вероисповеданиями. Новые направления протестантизма, возникавшие чаще всего среди страдавшей от развития капитализма мелкой буржуазии, уже не играли социально-прогрессивной роли, а нередко и использовались крупнокапиталистическими кругами в реакционных целях. В то время, как в старых направлениях протестантизма усилились тенденции к их превращению в обычные церковные организации со свойственным церкви формализмом и чисто внешней «благочестивостью», для новых направлений были характерны новые, более изощренные формы религиозного воздействия на массы, усиление мистических и иррациональных элементов. Таковы: отколовшийся в 18 веке от англиканства методизм (см. Методисты), резко усиливший эмоциональный момент религиозного воздействия; секта адвентистов (с 30-х годах 19 века), дополнивших религию баптистов предсказаниями близости «конца света» и «второго пришествия»; возникшая в конце 19 века в результате отделения от адвентистов секта «Свидетели Иеговы»; сложившаяся в начале 20 века на баптистской основе секта пятидесятников.

Для протестантизма характерна активная миссионерская деятельность. До 20 века наибольшую активность проявляли миссионерские организации Англии, затем ведущее место в протестантском миссионерстве заняли организации США; в 1910 году был создан Всемирный миссионерский совет. Протестантизм распространился в части колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит протестантизму в движении христианского социализма 19 века, сочетавшего ограниченную критику пороков капитализма с проповедью классового сотрудничества и борьбой с распространением революционного движения и идей социализма (протестантское направление христианского социализма возникло в 40-х годах в Англии и связано с деятельностью Ф. Мориса, Дж. Ладлоу и других; в Германии в 1878 году была основана А. Штёккером Христианско-социальная рабочая партия; в 1896 году Ф. Науманом - Национально-социальный союз; близкое христианскому социализму течение в США - так называемое социальное евангелие, основанное в конце 19 века баптистским пастором У. Раушенбушем). Со 2-й половины 19 века начали создаваться протестантские профсоюзы (иногда смешанные протестантско-католические). На растущую безрелигиозность в рабочей среде протестантизм отвечал созданием так называемых внутренних миссий, филантропических организаций (например, международная организация с центром в Лондоне – «Армия спасения»). Социальная интерпретация христианства была в значительной мере связана с распространением во 2-й половине 19 века так называемого религиозного либерализма или модернизма, стремившегося приспособить христианство к современности путем более рационалистического толкования библейских текстов, попыток «примирить» религию с наукой и, наконец, «включить» христианство в решение социальных проблем. Модернизм завоевал в протестантизме значительно более сильные позиции, чем в католицизме и пользовался в протестантском богословии конца 19 - начала 20 веков преобладающим влиянием (крупнейшие протестантские теологи -модернисты этого времени - А. Ричль, Э. Трёльч, А. Гарнак, У. Раушенбуш). Однако для протестантского богословия 20 века характерен кризис религиозного либерализма (связанный с кризисом буржуазного либерализма в целом). Религиозным выражением этого явился с одной стороны, рост откровенно иррациональных и мистических сект (например, пятидесятники), с другой - усиление в протестантизме так называемого фундаментализма, который требует беспрекословного принятия в качестве основы («фундамента») веры всего «священного писания», отвергает возможность критического отношения к какой-либо его части и аллегорического истолкования библейских «чудес». Но ведущие позиции в протестантском богословии с 20-30-х годов 20 века заняло течение так называемой диалектической теологии, или так называемой теологии кризиса (теологи К. Барт, Э. Бруннер в Швейцарии, П. Тиллих и другие в Германии, Р. Нибур в США). Это направление («неоортодоксы») критикует модернистские попытки рационального толкования Библии, но не придерживается примитивно-фундаменталистского буквального понимания ее мифов. Признавая, что современное буржуазное общество переживает кризис, диалектическая теология выдает его за кризис всего человечества, причем вторичный по отношению к «кризису» в самом человеке, вызванному его отпадением от бога. Все виды социальных противоречий «неоортодоксы» объясняют противоречивостью человека как существа «несовершенного» и утверждают, что эти противоречия неразрешимы.

Характерная черта протестантизма - наличие в нем множества весьма разнородных течений как в области богословия, так и в отношении политической ориентации. Этому способствует признаваемая протестантскими церквами свобода толкования христианского учения в весьма широких рамках, а также отсутствие строгой централизации и дисциплины (чем протестантизм существенно отличается от католицизма). Так, политическая ориентация современного протестантизма колеблется от открытой реакции и воинствующего антикоммунизма (американские фундаменталисты, Э. Бруннер; X. Тиликке (ФРГ)) до признания необходимости сотрудничества с коммунистическим движением и возможности сочетания христианской идеологии с коммунистической (в 20-е годы - американский епископ В. М. Браун, позднее - Дж. Макмарри, Д. Нидем, X. Джонсон, С. Ивенс, Ф. Кларк и другие в Англии, Й. Громадна в Чехословакии, Э. Фукс в ГДР). Эта так называемая «христианская левая» гораздо более сильна, в современном протестантизме, чем в католицизме.

С конца 19 века в протестантизме наметилась тенденция к организационному объединению, выразившаяся как в объединении всех протестантских церквей какого-либо одного направления, так и в движении за всемирное объединение христианских (прежде всего протестантских) церквей (см. Экуменическое движение). Современный протестантизм, продолжая оставаться раздробленным на лютеранство (около 70 миллионов), кальвинизм (50 миллионов), англиканство (30 миллионов), методизм (около 40 миллионов), баптизм (25 миллионов), пятидесятничество (8 миллионов), адвентизм (свыше 1 миллиона), иеговизм (около 1 миллиона) и на более мелкие секты, с 1948 года достиг по крайней мере формального объединения в рамках Всемирного совета церквей (ВСЦ), включившего в себя большинство протестантских церквей, а также ряд православных церквей, в том числе и русскую православную церковь, вступление которой в 1961 году во ВСЦ способствовало ослаблению гегемонии американского протестантизма в этой организации. Протестантизм распространен главным образом в скандинавских странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании, США. В СССР среди приверженцев протестантизма имеются лютеране, реформаты, баптисты, меннониты, методисты, адвентисты, иеговисты, пятидесятники.

А. Н. Чанышев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Литература:

Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Левада Ю. A., Современное христианство и социальный прогресс. М., 1962; Кузьмина Т. A., Этическая доктрина современного протестантизма, в кн.: Новейшие приемы защиты старого мира. М., 1962; Вебер M., Протестантские секты и дух капитализма, «Атеист», 1928, No 26; Protestant thought in the twentieth century, ed. A. S. Nash. N. Y., 1951; Drummond A. L., Story of American protestantism, Boston, 1951; Walz H. H., Der politische Auftrag des Protestantismus in Europa, Tübingen, 1955; Contemporary Evangelical thought, N. Y., 1957; Hardon J. A., The protestant churches of America, Westminster, 1956; Gingrich G. J., Protestant revival yesterday and today, N. Y., (1959); Nichols J. H., The meaning of protestantism, L., 1959; Protestantism tänapäeval, Tallin, 1966; Ferm V. T. A., Protestant dictionary, N. Y. 1951.