Матуридиты

Матуридизм является самой распространенной ортодоксальной мировоззренческой школой ислама. Исторически сложилось так, что матуридизм является основой мировоззрения мусульман-последователей ханафитской правовой школы (мазхаба), к которым традиционно относится и татарский народ.

Имам Абу Мансур аль-Матуриди (ум. в 333/944) - последователь ханафитской школы, выдающийся мусульманский мыслитель и философ, основатель одного из главных направлений мусульманской ортодоксальной мысли - матуридизма. Некоторые историки отмечают, что он из рода Абу Айюба Халида ибн Зайда аль-Ансари. Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуриди изучил и передал вероучение и право (фикх) Абу Ханифы от своего учителя ан-Насра ибн Йахйи аль-Бальхы, который учился у Абу Ханифы. Он родился в Матуриде, недалеко от Самарканда, и стал известным в Мавераннахре (Трансоксиане) за свое красноречие и ясность в утверждении суннитской доктрины. Он написал «Китаб та'виль аль-Кур'ан» («Толкование Корана»), «аль-Усуль фи усуль ад-дин» («Фундаментальные основы религии»), «Китаб ат-таухид» («Книга о доктрине единобожия») и другие сочинения.

Как и аль-Аш'ари, аль-Матуриди считал возможным интерпретацию аятов Корана доводами разума. Но при этом аль-Матуриди придавал большую роль разуму в вопросе понимания Божественного откровения, чем это делал аль-Аш'ари. Например, это наглядно видно в вопросе о бытии Божьем. Аш'ариты считали, что необходимо брать за основу только доводы Откровения, в то время как матуридиты считали возможным и рациональный анализ. Аль-Матуриди считал, что факт существования Аллаха можно постичь умом. Ведь и в Коране однозначно говорится об этом. Поэтому попытка разумного постижения бытия Бога, по аль-Матуриди, является выполнением требований Корана. В то же время, признавая возможность постижения Божьего бытия на основании доводов разума, аль-Матуриди считал, что повелений Божьих постичь разумом нельзя и их необходимо принимать на веру посредством Откровения. Он разделял все знания на изначальные (божественные - кадим) и приобретенные (хадис). То есть, если разум говорит о том, что то или иное явление или деяние является хорошим либо плохим, то окончательный вердикт по этому поводу можно вынести только на основании положений Откровения. Ведь разум в чистом виде не может осмыслить сущность дозволенного и запретного, которые повелел Бог. В этом вопросе воззрения матуридитов отличались от воззрений му'тазилитов, которые считали, что если разум говорит о приемлемости или неприемлемости того или иного явления или деяния, то необходимо полагаться на довод разума.

Признавая рациональное осмысление Откровения, аль-Матуриди в некоторых случаях вступал в конфликт с хадисоведами и факихами, которые считали человеческий разум несовершенным и склонным к ошибкам и выступали за развитие какого-либо суждения в религиозных вопросах только на основании положений Откровения. Отвечая им, аль-Матуриди в своем сочинении «Таухид» (Единобожие) писал: «Те, кто игнорирует исследование разумом, сами выводят это утверждение на основании работы разума. Одно это доказывает то, что доводы разума необходимы. Как можно выступать против этого, если сам Аллах в Коране неоднократно говорит по поводу необходимости применения доводов разума?». Таким образом, аль-Матуриди придавал большое значение Откровению, но в тоже время не отрицал и рациональное осмысление Откровения. Даже если человеку и свойственно заблуждаться, и разум не может быть идеализирован, то все равно игнорировать его, по аль-Матуриди, нельзя.

Признавая несовершенство человеческого разума, аль-Матуриди отдавал приоритет Божьему слову - Корану и Сунне, а доводы разума не должны противоречить этим двум источникам. Если же возникает такое противоречие, то необходимо принимать положения Откровения и признать несовершенство разума.

Данный принцип он распространял и на трактовку аятов Корана. Аяты, которые невозможно было рационально объяснить при буквальном прочтении (муташабих), он предложил понимать на основании сравнения их содержания с аятами, смыслы которых не вызывали вопросов и споров (мух-кам). Трактовку аятов Корана аятами Корана он считал правомочным на основании аята (4: 82), где говорится о его непротиворечивости.

Объясняя такие упомянутые в Коране атрибуты Аллаха, как «руки, которыми Он творит», «глаза, которыми Он видит» и т.д., аль-Матуриди, наряду с буквальным принятием этих атрибутов, пытался их объяснить доводами разума. Для этого он использовал аллегории. Однако эти аллегории были выведены из сходных по содержанию других аятов Корана, так как метод аль-Матуриди допускал трактование одних аятов Корана другими. В этом вопросе матуридиты выступали с одних и тех же позиций с аль-Аш'ари, который также признавал эти методы в книге «аль-Люма».

В матуридизме все атрибуты Аллаха подразделяются здесь на личностные (ас-сыфат аз-затиййа) и доказательные (ас-сыфат ас-субутиййа).

Личностные (ас-сыфат аз-затиййа) атрибуты сводятся к тому, что Аллах, как Творец, Царь и Управитель всего сущего обладает следующими абсолютными качествами, не присущими другим формам бытия:

1)            Вуджуд - необходимость Его существования (Коран 57: 3);

2)            Кыдам - предвечность. Его существованию не было начала (Коран 57: 3);

3)            Бака' - вечность. Существованию Всевышнего Аллаха нет конца (Коран 55: 26-27);

4)            Вахданиййа - единственность. Нет подобия Его свойствам и сущности (Коран 112: 1,2: 163,17:42, 35: 3);

5)            Мухаляфатуль-хавадис - неподражаемость. Его свойства и сущность не похожи на свойства и сущности Его творений (Коран 24: 11);

6)            Кыямун би-нафсихи - постоянство. Существование Его не зависит от Его творений. Он был, когда ничего не было и будет вечно (Коран 35: 15,112: 2).

Доказательные (ас-сыфат ас-субутиййа) же атрибуты сводятся к следующим положениям:

1)            Хаййат - жизнь. То есть, Аллах живой, но Его жизнь не похожа на жизнь Его творений (Коран 25: 58,40: 65,2: 255);

2)            'Ильм - знания. Его знания изначальны, беспредельны, неизменны и вечны (Коран 66: 2, 20: 111, 67: 14, 8: 73, 23: 17, 2: 284);

3)            Сам' - слух. Всевышний Аллах слышит всё, но не так, как Его творения (Коран, 17: 30,24:11, 58:1,40: 56);

4)            Басар - зрение. Зрение Всевышнего Аллаха не таково, как зрение Его творений. Оно беспредельно. (Коран, 17: 30, 24:11,58:1,40:56);

Исламские течения и группы

5)            Ирада - воля. Воля Всевышнего Аллаха беспредельна. Нет ничьей более сильной воли, чем Его Воля (Коран, 3: 47, 2: 105,3:40,5:1);

6)            Кудра - мощь. Ничто не может противостоять неограниченной Мощи Аллаха (Коран 46:33,16: 77,24: 45, 35: 1);

7)            Калям - слово. Способность говорить, не нуждаясь ни в голосе, ни в языке невообразимым для нас образом (Коран, 4: 144);

8)            Таквин - способность создавать. Аллах способен создать всё из ничего (Коран, 59: 24). Этот последний доказательный атрибут Аллаха разделяется еще на 4 положения: Ихйа (способность оживлять), Имата (способность умерщвлять), Тахлик (способность создавать), Тарзик (способность предоставлять различные блага Своим созданиям).

По проблеме людских грехов аль-Матуриди считал, что даже без покаяния грешный верующий не останется навечно в аду. В доказательство этого он ссылался на аят Корана из суры «Аль-Ан'ам» (6:160). В соответствии с этим аятом каждый человек может получить только адекватное греху наказание. Поэтому, если Аллах накажет верующего мусульманина-грешника как неверующего человека, это наказание будет несоразмерным его статусу, и Бог уйдет от обещанного. Поэтому Бог может наказать верующего более легким наказанием, чем неверующего. Верующий, согласно аль-Матуриди, должен надеяться на Божью милость, но в то же время и бояться Бога, так как Бог может покарать и за малый грех, но может простить и самый большой (кабира). Воззрения аль-Матуриди по вопросу о грехах полностью соответствуют согласованному мнению всех улемов (иджма') ортодоксального Ислама, в соответствие с которым верующий мусульманин не будет брошен в Ад навечно.

На востоке и западе арабского мира господствовали аш'ариты. В Средней Азии, где наиболее сильные позиции занимали ханафиты, распространился калям матуридитского толка. Первоначально в этом регионе исламское вероучение учеников аль-Матуриди называлось ханафитским, так же, как их правоведческие взгляды и практики. После усиления нападок аш'аритской школы каляма на воззрения ханафитов Мавераннахра, исходящих из северо-восточного иранского центра аш'аризма, города Нишапур, а также местных шафи'ит- ских кругов, последователи школы аль-Матуриди заявили о существовании своего направления в каляме аль-Матуридий- йа, корни которого исходили из учения имама Абу Ханифы. С другой стороны, они отстранились от тех ханафитов, которые исповедовали еретические, с их точки зрения, мировоззрения, в частности, му'тазилитов. В середине XI века, после распространения влияния сельджуков, матуридитская теология Мавераннахра становится известной и в центре исламского мира. Вероятнее всего, самими Сельджуками она воспринималась как ортодоксальное суннитское учение, соответствующее ханбалитской политике халифа аль-Кадира, поэтому первоначально они обрушились с гонениями на аш'аритов, считая их продолжателями учения му'тазилизма. Позднее, не без помощи тех же сельджукских правителей, а также благодаря зенгидам, аййубидам и мамлюкам, было восстановлено равенство между отдельными суннитскми школами вероучения и права. Вторая волна распространения матуридизма произошла в период Оттоманского государства, когда он стал официальной религиозной идеологией. С XIV века впервые стали говорить о двух направлениях каляма в суннитском исламе: учении аль-Аш'ари и учении аль-Матуриди. С этого времени становится нормой, что ханафиты, особенно мусульмане тюркского происхождения, считаются сторонниками каляма матуридитского толка. Из Средней Азии матуридитская школа проникла в Поволжье и Приуралье, поэтому в литературе подчеркивалось, что мусульмане этого региона в вопросах веры следуют учению имама аль-Матуриди.

Если вкратце, на основании известных суннитских символов веры («аль-Фикх аль-акбар», «аль-'Акыда ат-тахавиййа», «аль-Акыда ан-насафиййа»), перечислить главные особенности ханафитской (матуридитской) школы догматики, то можно прийти к следующим выводам:

1.            Ханафиты верят, что человек самостоятельно (с помощью разума) может прийти к мысли о существовании Бога, и если он не уверует в Него, то он понесет наказание на том свете.

2.            Аллаху присущи все атрибуты совершенства и неха-рактерны все атрибуты несовершенства. Аллах существует (аль-Вуджуд), без начала (аль-Кыдам), бесконечно (аль-Бака'), нет другого такого, как Он (аль-Вахданиййа), Он не похож на свои создания (аль-Мухаляфат ли-ль-хавадис), Он не нуждается ни в ком и ни в чем (аль-Кыйам би-нафси-хи), Он живет и дарует жизнь (аль-Хайат), Ему известно всё (аль-'Ильм), Он слышет всё (ас-Сам'), Он видит всё (аль-Басар), всё происходит по Его воле (аль-Ирада), Он всемогущ (аль-Кудра), Он говорит, не нуждаясь для этого в буквах, звуках, словах и т.д. (аль-Калям), Он сотворяет всё сущее из ничего (ат-Таквин). Созидательность Аллаха (ат-Таквин) также извечна, как Его знание и сила.

3.            К Богу не применяются такие понятия, как время и место, ибо Он создал их и не зависит от них.

4.            Праведники на том свете будут лицезреть Всевышнего, но без конкретизации.

5.            Все неясные места Корана и Сунны (аль-муташабихат), связанные с описанием Аллаха, лучше оставлять без истолкования, отрицая антропоморфные качества Всевышнего, т.е. их буквалистское понимание. В случае необходимости, когда буквальное прочтение ведет к противоречиям, допускается толкование в духе ясных указаний (ан-нусус) из Корана и. Сунны (аль-мухкамат).

6.            Бог творит всё на основании Своего замысла и плана, при этом делая то, что пожелает, обладая абсолютной волей.

7.            Аллах претворяет в жизнь то, что исходит от выбора самого человека. Человек совершает деяние силой, которую ему дает Аллах.

8.            Коран является несотворенным словом Божьим. Но чернила, которыми он пишется, листы, на которых он записывается, его человеческое чтение и написание сотворено.

9.            Грешный верующий, даже не совершивший покаяние, не останется навечно в Аду. Бог может наказать грешника, но может и простить.

10.          Вера (иман) не возрастает и не убывает. Возрастают и убывают богобоязненность, праведные деяния человека.

11.          Вера (иман) - это признание сердцем и принятие языком. Деяния людские не являются частью веры. Нельзя верующему сказать: «Я - верующий, если пожелает Аллах (ин ша' Аллах)», так как вера не терпит сомнений.

12.          Верующий, совершивший тяжкий грех (кабира), не лишается веры.

13.          Лучший из людей после пророков - Абу Бакр ас-Сид- дик, затем 'Умар аль-Фарук, потом 'Усман Зу-н-Нурайн, после этого 'Али аль-Муртада. Сподвижников Пророка можно вспоминать только с добром. Святой (вали) не достигает степени пророков.

14.          Исламский правитель не отстраняется от власти за несправедливость, произвол и нечестивые действия. Молиться коллективно можно за любым имамом, праведным и грешным (нечестивым). Упокойную молитву читают всякому мусульманину, несмотря на то, праведник он или грешник (нечестивец).

15.          Живым допускается делать мольбу и милостыню в пользу усопших.

16. Посланники из людей лучше посланников из ангелов. Посланники из ангелов лучше обычных людей. Обычные люди лучше обычных ангелов.

Здесь цитируется по изд.: Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. Учебное пособие. / Дамир Шагавиев. Перераб. и доп. издание.  – Казань, 2020, с. 73-81.

Понятие: