Ахль ас-Сунна

Сунниты (от арабского «ахль ас-Сунна» — люди сунны) — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Внутри течения существуют значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др. По численности сунниты составляют более одного миллиарда человек — более 90 % всех исповедующих ислам.

Основными признаками принадлежности к суннизму считается признание:

- достоверности шести крупнейших сводов хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджа (это особенно свойственно для асхаб аль-хадис);

- четырех суннитских мазхабов фикха (ханафитского, маликитского, шафи'итского и ханбалитского);

- двух суннитских мазхабов 'акыды (матуридитского и аш'аритского) или трех (если прибавить ханбалитский);

- законности правления первых четырех («праведных») халифов — Абу Бакра, 'Умара, 'Усмана и 'Али (шииты признают только 'Али).

Верховная власть в халифате, по воззрению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым (из числа курайшитов с точки зрения классического суннизма) всей общиной. Шииты же признают законной лишь указания Пророка Мухаммада на передачу власти его потомкам по линии его двоюродного брата 'Али. В шиитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Таким образом, должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов.

В настоящее время среди мусульман суннитского направления, если исключить те группы, которые называют себя саляфитами, сложилось мнение, что ахль ас-Сунна валь-Джама'а (люди сунны и согласия общины) в вопросах веры следуют одному из двух толков: аш'аритскому или матуридитскому. Еще муфти Хиджжаза Ибн Хаджр аль-Хайтами (XVI век), как уже говорилось, известный шафи'итский ученый, на вопрос относительно людей ереси, в «аль-Фатава аль-хадисиййа» ответил, что они - «те, кто противоречат ахль ас-Сунна валь-Джама'а: последователям шейха Абу аль-Хасана аль-Аш'ари и Абу Мансура аль-Матуриди, двум имамам суннитов». Даже египетский мусульманский богослов и реформатор Мухаммад Абдо, разъясняя связь организации «аль-'Урва аль-вуска» с исламскими мазхабами, писал в одном из своих писем: «...Мы являемся суннитами аш'аритами или матуридитами. В вопросах поклонения же (аль-'ибадат) мы находимся в рамках четырех мазхабов, поэтому среди нас есть мали- кит, шафи'ит, ханбалит и ханафит...». Эта же идея наблюдается в учебных пособиях традиционных религиозных мусульманских учебных заведений, в том числе аль-Азхара, в разработку учебных программ которых не вмешались представители ваххабизма или улемы Саудовской Аравии.

Поздний аш'аритский богослов Абу 'Узба (писал около 1713 года) в своем труде «ар-Рауда аль-бахиййа», посвященном разногласиям между двумя школами: «Знай, что мир всего суннитского богословия ('акаид) держится на учении двух столпов - имама Абу аль-Хасана аль-Аш'ари и имама Абу Мансура аль-Матуриди. Каждый, кто последует одному из них, сподобится Божьего водительства и спасется от искажения и порчи своих религиозных воззрений ('акыда)... Знай, что аш'ариты и матуридиты едины в основе суннитского вероучения. Их кажущиеся разногласия касательно некоторых вопросов не противоречат этому. Вследствие такого разногласия никто не становится еретиком, и никто из них не объявляет другого еретиком, пороча его религию, так как [разногласия затрагивают] вопросы частные, второстепенные по отношению к истинам общего вероучения или же [спорные] проблемы обусловлены многозначностью формулировок...».

Таким образом, эти два толка, аш'аритский и матуридитский, представляют суннитский калям, то есть калям в рамках шариата. Соответственно все другие школы каляма в области исламских догматов с точки зрения аш'аритов и матуридитов объявляются еретическими, в том числе и направление называющих себя саляфитами (приверженцев идей Ибн Таймии), более известных в источниках как крайние ханбалиты или ахль аль-хашв, по причине их антропоморфистских убеждений.

'Абдулькахир аль-Багдади, средневековый суннитский доксограф, дает следующее определение понятию «сунниты»:

«По нашему, правильным мнением считается, что исламская умма состоит из утверждающих сотворенность мира (худус аль-'алям), единство и вечность его Создателя, Его атрибутов, Его справедливости, Его мудрости, подтверждающих отрицание антропоморфизма (ташбих) в отношении Него, пророчество Мухаммада (мир ему), его миссию ко всем [людям и джиннам], также утверждающих окончательный характер его шариата и то, что все сообщенное им - истина, и что Коран - источник шариатских норм, и что Кааба - кыбла, в сторону которой обязаны молиться. Таким образом, всякий, кто признал это все и не смешал с какой-либо ересью (бид'а), приводящей к неверию, является суннитским единобожником (сунни муваххид).

Если же к сказанному добавляется какое-то мерзкое непозволительное нововведение (бид'а), то требуется исследовать вопрос.

Не является мусульманином и лишается покровительства мусульман тот, чье отклонение связано либо с нововведением батынитов, байанитов, мугыритов, хаттабитов, которые обожествляют всех имамов или некоторых из них, либо с мазхабом хулюлитов, или некоторыми мазхабами утверждающих реинкарнацию (танасух), или толком хариджитов-маймунитов, которые разрешили бракосочетаться с внучками, или течением йазидитов-ибадитов в их утверждении о том, что шариат ислама будет отменен перед Концом света, либо связано с разрешением того, что Коран запретил, или с запрещением того, что он разрешил ясным образом без возможности истолкования.

Если же нововведение относится к роду ересей му'тазилитов, хариджитов, рафидитов-имамитов, зайдитов, или над- жарритов, джахмитов, дыраритов и муджассимитов, то совершающий их включается в состав уммы в некоторых положениях шариата. Т.е. такого человека разрешается хоронить на кладбище мусульман, ему выделяется доля из трофеев, захваченных с применением военной силы или без нее, если участвовал в походе с мусульманами. Ему также позволительно совершать молитву в мечети. Однако в других вопросах к нему относятся как немусульманину, т.е. нельзя читать ему заупокойную молитву (джаназа), или молиться за ним, не разрешается употреблять мясо забитого им животного, нельзя отдавать ему в жены суннитку, и наоборот, не разрешается сунниту брать в жены женщину из людей непозволительного нововведения, если она исповедует их взгляды. Сказал 'Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) хариджитам: «На нас возложены три дела: (1) мы не начинаем сражаться с вами первыми, (2) мы не запрещаем вам молиться в мечетях Аллаха, (3) мы не препятствуем вам получать долю трофеев, пока вы в наших боевых рядах. И Аллах знает лучше».

Такое отношение к не-суннитам исповедуется наиболее строгими суннитами, т.е. не все сунниты разделяют такое мнение.

Поздний ханбалитский знаток хадисов ас-Саффарини (1114-1188 годы хиджры) пишет в «Лявами' аль-анвар аль-бахиййа», что «ахль ас-Сунна валь-Джама'а три группы: (1) асариты, имам которых Ахмад ибн Ханбаль (да будет доволен им Аллах); (2) аш'ариты, имам которых Абу аль-Хасан аль-Аш'ари (р.а.); (3) матуридиты, имам которых Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.)».

Здесь цитируется по изд.: Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. Учебное пособие. / Дамир Шагавиев. Перераб. и доп. издание.  – Казань, 2020, с. 64-68.

Понятие: