Фундаментализм (Митрохин, 1990)

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ — консервативное направление в протестантизме в 19—20 веках, выступающее против любых форм либерализма, допускающих критическое отношение к каноническим текстам и их модернистское толкование. Он явился реакцией на религиозно-обновленческие тенденции и секуляризацию обществ, жизни, связанную с ростом влияния демократических и социалистических идей и прогрессом научного познания мира. Фундаментализм конституировался в США, но быстро обрел международный характер. В отличие от традиционализма как простой лояльности ортодоксии протестантского фундаментализма опирается на определенные организационные формы и теоретическую платформу. В связи с развитием научных историко-филологических методов исследования священного писания, которые использовались либеральной теологией и свободомыслием, поборники протестантской ортодоксии в США стали с 1876 года регулярно проводить так называемые Ниагарские библейские конференции, на которых были выделены 5 основных принципов в качестве базы фундаментализма: богодухновенность и непогрешимость Библии; божественная природа Иисуса Христа; непорочное зачатие; искупительная жертва сына божьего; его физическое воскресение и грядущее второе пришествие. Необходимость их безоговорочного приятия обосновывалась тем, что усугубляющаяся порочность человека сделала его неспособным воспринимать бога рациональными средствами в реальном мире и единственным источником божественной истины осталось откровение, запечатленное в Библии. В начале 20 века резко активизируется деятельность фундаменталистских групп, возникают библейские исследовательские и учебные центры, увеличивается выпуск печатной продукции. В 1910—1912 годы выходят 12 выпусков издания «The Fundamentals» («Основы»), которое обрело значительную популярность (разовый тираж достиг 3 миллионов экземпляров) и дало название всему движению. В 1919 году Всемирная библейская конференция в Филадельфии учредила Всемирную христианскую фундаменталистскую ассоциацию. В целом фундаментализм был межконфессиональным движением, опирающимся преимущественно на правых баптистов и пресвитериан. Возникшая в 1930 году Независимая фундаменталистская церковь Америки не смогла стать базой новой конфессии. Утверждение евангелических ценностей и норм как базы всего образа жизни и насаждение в массовом сознании библейского буквализма было главным направлением деятельности фундаменталистов. Они выступили вдохновителями суда над учителем Скопсом в Даутоне (Теннесси) в 1925 году (см. «Обезьяний процесс»), после которого им удалось добиться официального запрета в ряде штатов преподавания учения Дарвина. Кризис 1929—1933 годов и 2-я мировая война ослабили влияние фундаментализма. Новый подъем его активности приходится на 70-е годы и непосредственно связан с усилением социальных противоречий капитализма и обострением международной напряженности. Новый этап характеризуется заметной политизацией фундаментализма, который смыкается с политическим консерватизмом и отстаивается новыми религиозными правыми. Активно используя средства массовой информации (особенно радио и телевидение) и хорошо развитые организационные формы, современного фундаментализма в несравненно больших, чем раньше, масштабах борется за евангелизацию образа жизни и запрет преподавания естественнонаучных дисциплин, противоречащих библейской мифологии. Фундаментализм в специфических формах присущ также другим деноминациям (прежде всего католицизму) и нехристианским вероисповеданиям.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 277-278.