Западнизм

ЗАПАДНИЗМ - понятие, введенное Зиновьевым для характеристики общих черт социального строя, сформировавшегося в странах Запада после Второй мировой войны. Это понятие потребовалось, поскольку, по его мнению, традиционные термины «капитализм» и «демократия» к концу XX века утратили свою адекватность, отражая лишь некоторые экономические и политические черты этого строя, а не суть строя в целом. Западнизм, в трактовке Зиновьева, представляет собой тип социальной организации, сложившийся в ходе истории благодаря усилиям западноевропейских народов. Он воплотил такие черты этих народов, как высокий интеллектуальный и творческий уровень, склонность к индивидуализму, практицизм, расчетливость, любознательность, высокая степень самодисциплины и самоорганизации, стремление управлять другими и способность к этому, некоторые другие особенности. Сформировался человеческий материал, благодаря которому западная цивилизация стала самой значительной в истории человечества, заняла лидирующее положение в современном эволюционном процессе человечества. Западнизм определяется не суммой признаков, а комплексом взаимосвязанных признаков, образующих единое целое. Во взаимодействии двух главных, согласно Зиновьеву, составляющих любого развитого общества - деловой и коммунальной - в западнистском обществе, в отличие от общества коммунистического типа, определяющую роль играет первая составляющая. Она оказывает самое сильное влияние на все жизненно важные явления общества. Институты, структуры, механизмы западнизма возникают и существуют исключительно для какого-то определенного дела, и ни для чего другого. Люди как атомы, клеточки западнистского общества получают только деньги и возможности для деловой карьеры. Ничего другого западнизм людям не гарантирует, обо всем остальном - работе, жилье, медицинском обслуживании, др. жизненных благах, - они должны заботиться сами. В западнизме доминирует экономика, но и государство играет все большую роль, притом она постепенно усиливается. Колоссально усилившееся государство оттеснило демократию в политической системе западнизма на второй план. Нет такой области жизни, в которой бы оно не присутствовало. Зиновьев видит важнейшую черту западнизма в его гигантски разросшейся финансовой системе, которая стала, по сути, суперсистемой, явлением надэкономическим и надполитическим, фактически влияющим на все стороны жизни людей, общества в целом. «Невидимая рука» рынка, считает Зиновьев, - это миф. Если бы можно было измерить всю ту интеллектуальную, расчетную, планирующую, командную работу, которая делается в западнистском обществе, то увидели бы, что она качественно превосходит аналогичную работу, совершавшуюся в коммунистическом обществе, олицетворявшимся СССР. Западнизм формирует мировую суперструктуру, имеющую иерархическое строение, когда одни государства выступают лидерами, ведущими, а другие - зависимыми. Именно в это русло, полагает Зиновьев, западнизм направляет процесс глобализации. Западные страны устанавливают контроль над человечеством не поодиночке, а совместно, стремясь организовать его жизнь так, как это соответствует их интересам. Мировое развитие, считает Зиновьев, ведет именно по такому сценарию.

Ю. Н. Солодухин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 197-198.

Литература:

Зиновьев А. А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995; Он же. Глобальный человейник. М., 1997; Он же. Великий эволюционный перелом М., 1999; Он же. На пути к сверх-обществу. М,, 2000; Он же. Логическая социология, М., 2002: Он же. Идеология партии будущего. М., 2003; Он же. Фактор понимания. М., 2006.

Понятие: