Неоплатонизм

НЕОПЛАТОНИЗМ, последний этап развития античного платонизма. Основателем неоплатонизма обычно считают Плотина (3 век) или его учителя Аммония. Неоплатонизм замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и использует аристотелизм в качестве введения — главным образом логического — в учение Платона.

Античный неоплатонизм тяготел к школьной организации и существовал прежде всего в виде ряда школ. Правда, школа Плотина в Риме представляла собой кружок слушателей, распавшийся ещё при жизни учителя. Уже у Плотина и его учеников Амелия и Порфирия были разработаны основные понятия системы неоплатонизма: во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицательной (апофатической) теологии; далее в порядке нисхождения («истечения» — см. Эманация) из единого следовали бытие-ум (нус) с идеями в нём, душа (псюхе), обращённая к уму и к чувственному космосу, вечному в своём временном бытии. Однако в школе Плотина ещё отсутствовали чёткие основы интерпретации платоновских диалогов. Амелий, например, проводил тройное деление ума и учил о трёх умах и трёх демиургах, полагая, что это и есть «три царя» 2-го «Письма» Платона, тогда как Плотин считал, что под «тремя царями» следует понимать единое, ум и душу. В то же время Порфирий, в отличие от Плотина и Амелия, считал, что демиург для Платона — это не ум, а душа.

Учеником Порфирия был Ямвлих, основатель сирийской школы неоплатонизма, к которой принадлежали Сопатр Апамейский, преемник Ямвлиха в руководстве школой, и Дексипп, автор комментария к «Категориям» Аристотеля. Ямвлих впервые ввёл в неоплатонизм теургию. Проведённая им реформа комментария оказала решающее влияние на всю последующую традицию неоплатонизма, в связи с чем говорят о доямвлиховском и послеямвлиховском типах неоплатонизма. Феодор Азинскнй (умер около 360 года), ученик Порфирия и Ямвлиха, не принял ямвлиховских методов толкования Платона; так, «небо» платоновского «Федра» (247 А—В) он толковал как первое (у большинства же неоплатоников «небо» — это сфера ума-нуса), за которым следует «единое» — область ума.

Пергамская школа неоплатонизма (4 век), основанная учеником Ямвлиха Эдесием, продолжала линию сирийской школы, уделяя преимущественное внимание мифологии и теургии. К пергамской школе принадлежал император Юлиан. В сочинении Саллюстия «О богах и о мире» дан общий очерк учения неоплатонизма и систематизирована традиционная языческая мифология. В сочинении Евнапия «Жизнеописания философов и софистов» содержатся важные сведения о Плотине, Порфирий, Ямвлихе и круге императора Юлиана.

Платоновская Академия, видимо, не испытывала особого влияния неоплатонизма вплоть до Плутарха Афинского (умер в 432 году), хотя ещё ритор Лонгин, преподававший в Афинах в 3 веке и поддерживавший дружеские отношения с Порфирием, сделал список сочинений Плотина. Плутарх — первый диадох Академии, введший в неё неоплатонизм, — находился, вероятно, под влиянием последователей Ямвлиха — Приска, ученика Эдесия, и Ямвлиха 2-го, внука Сопатра Апамейского. Плутарх написал комментарии к ряду диалогов Платона, а также к аристотелевскому трактату «О душе». Его преемником был Сириан, который окончательно определил круг авторитетных для неоплатонизма текстов (помимо Платона и пифагорейцев — также Гомер, орфическая литератуpa и халдейские оракулы) и утвердил за аристотелевской философией статус введения к философии Платона. Комментируя Аристотеля, Сириан но пытался сгладить различие между ним и Платоном и опровергал аристотелевскую критику платонизма в 13—14-й книгах «Метафизики». В 437 году главой Академии стал ученик Плутарха и Сириана Прокл, который подвёл итог развитию платонизма в рамках языческого политеизма и дал детально разработанную сводку основных понятий и методов неоплатонизма. После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин, затем Исидор, ставивший озарение выше теоретического исследования, далее Гегий, Зенодот и, наконец, Дамаский. Разделяя в целом учение афинской школы, александрийская школа неоплатонизма (5 — начало 7 веков) стремилась в дидактических целях согласовывать учение Аристотеля и Платона; помимо платоновских и аристотелевских сочинений, на начальных этапах обучения привлекались «Введение» Порфирия и «Руководство» Эпиктета. Многие александрийцы учились у афинских философов: у Плутарха —Гиерокл, автор комментариев к «Золотым стихам» пифагорейцев, к «Федону» Платона, трактата «О промысле», у Сириана — Гермий, автор комментариев к «Федру» Платона, у Прокла — сын Гермия Аммоний, автор трактата «О роке» и ряда комм. к Аристотелю. Учеником Аммония и Дамаския был Симпликий, автор комментариев к Аристотелю и к «Руководству» Эпиктета. Из комментариев к Платону и Аристотелю Олимпиодора (между 495—505 — после 565), ученика Аммония, видно, что ещё в 40—60-х годах 5 века в александрийской школе развивались методы афинского неоплатонизма. Однако основным предметом изучения всё более становился Аристотель; комментаторами его были ученик Аммония Иоанн Филопон, выступивший после принятия христианства с критикой Прокла, ученики Олим-пиодора Элий и Давид (комментировали также Порфирия), Стефан Византийский — последний представитель александрийской школы (преподавал в Константинополе в 1-й половине 7 века при императоре Ираклии).

Из отдельных философов, не принадлежавших к перечисленным основными школам неоплатонизма, следует упомянуть Александра из Никополя (3 век), александрийцев Гипатию и Синесия, Калкидия (латинский перевод «Тимея» и комментарии к нему), Макробия (комментарии ко «Сну Сципиона» Цицерона, около 400) и Фавония Евлогия (конец 4 — начало 5 веков).

Неоплатонизм оказал мощное воздействие на развитие средневековой философии и теологии. В восточной патристике уже Евсевий Кесарийский привлекает Плотина для решения догматических вопросов. Усвоение и переработка неоплатонизма во многом определяют характер богословия Афанасия Александрийского и представителей так называемого каппадокийского кружка — Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Опыт каппадокийцев воспринял Псевдо-Дионисий Ареопагит, византийскими комментаторами которого в 6—7 веках явились Иоанн Скифопольский и Максим Исповедник. В 11 веке Михаил Пселл, изучавший Плотина, Порфирия и Прокла, возобновил преподавание неоплатонизма в Константинополе.

В западной патристике неоплатонизм в его плотиновском варианте черен посредство Порфирия был воспринят Марием Викторином и благодаря ему — Августином. Образец христиански истолкованной неоплатоннческой философии дал Боэций. Традиция христианского неоплатонизма на латинском Западе складывалась прежде всего под влиянием Августина и Боэция, а также Калкидия и Макробия (определивших, в частности, неоплатонизм шартрской школы 12 века), а начиная с 9 века — Иоанна Скота Эриугены, переведшего на латинский язык сочинение Псевдо-Дионисия Ареопагита и давшего умозрительный очерк неоплатонической системы в трактате «Разделение природы». Непосредственное влиянием Эриугены обусловлены неоплатонические элементы Амальрика Бенского (умер около 1207 года) и его последователей (амальрикан), осуждённых церковью. С традицией августинианства и идеями Псевдо-Дионисия Ареопагита связана неоплатоническая струя в мистике сен-викторской школы.

Среди арабских философов неоплатонизм получил известность прежде нсего благодаря переложению ряда текстов «Эннеад» Плотина («Теология Аристотеля» и др.) и «Начал теологии» Прокла («Книга о причинах»), переводу (конец 9 века) трактата Прокла «О вечности мира» Исхаком ибн Хунайном (умер в 910 году). Влияние неоплатонизма на арабских мыслителей сочеталось с непосредственным влиянием Платона (особенно у аль-Рази и аль-Фараби) и представителей среднего платонизма (Плутарх, Псевдо-Плутарх, Гален). В целом вся арабо-мусульманская философия ориентировалась по преимуществу на Аристотеля в истолковании его афинской и александрийской школами неоплатонизма (среди комментаторов наиболее популярными были Симиликий и Иоанн Филопон); в частности, в духе александрийского неоплатонизма утверждалось внутреннее единство учений Платона и Аристотеля (трактат аль-Фараби «О согласии двух философов: божественного Платона и Аристотеля»). Этим смешением разнородных традиций объясняется, например, истолкование неоплатонического единого в духи аристотелевского учения об уме (нусе) как первичного бытия, которое мыслит само себя (аль-Фараби, Ибн Сина). Неоплатоническую интерпретацию ислама стремился дать Ибн Сина, под влиянием которого находился Сухраварди, разработавший учение о сверхумном свете (ишрак). Переосмысление неоплатонических представлений в духе ортодоксального ислама осуществил аль-Газали, соединив их с суфийским учением о единении с божеством в сверхумном экстазе (см. Суфизм).

В средневековой еврейской философии неоплатонизм впервые обнаруживается у Исаака бен Соломона Израэли (около 850—950), который под влиянием аль-Кинди и «Теологии Аристотеля» стремился дополнить библейский креационизм учением об эманации и восхождении души в сверхчувственный мир. Неоплатоническая иерархия универсума воспроизводилась у Ибн Гебироля («Источник жизни», латинский перевод, популярный на Западе) и у Абрахама бар Хийя (умер около 1130 года; учение о «пяти световых мирах» в сочинении «Размышления о душе»). В области этики идеи неоплатонизма проводил Бахья ибн Пакуда (родился около 1080 года), которому приписывали компиляцию неоплатонического толка «О душе» (на арабском языке). Близок неоплатонизму комментатор Библии Ибн Эзра (1092— 1167). Несомненное влияние неоплатонизма прослеживается в построениях каббалы.

Предпринятые в конце 12 века переводы на латинский язык ряда арабских текстов (в том числе «Теологии Аристотеля» и «Книги о причинах»), а также перевод Прокла, выполненные между 1268—1281 годами Вильемом Мербеке, архиепископом Коринфским и другом Фомы Аквинского, дали новый импульс распространению неоплатонизма на Западе. Под влиянием этих переводов, идей Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита неоплатонические концепции преломляются в немецкой мистике 13—14 веках (францисканец Ульрих Страсбургский и доминиканцы Дитрих Фрайбергский, Мейстер Экхарт и его ученики Г. Сузо и И. Таулер). В русле этой же традиции неоплатонизм усваивается и развивается Николаем Кузанским.

Усвоению неоплатонизма в среде гуманистов (см. Гуманизм) во многом способствовал Плифон, возглавлявший платоновскую школу в Мистре; под его влиянием Козимо Медичи основал платоновскую Академию во Флоренции. Во 2-й половине 15 века в связи с активной переводч. и издат. деятельностью гуманистов расширяется база источников для знакомства с античным неоплатонизмом. Огромное влияние оказали переводы и комментарии М. Фичино. Неоплатонизм во всём многообразии его проявлений (у греков, арабов, евреев, латинян) был рассмотрен Пико делла Мирандолой. В 16 веке под сильным неоплатонич. воздействием складываются учения Ф. Патрицци и Дж. Бруно.

Влияние флорентийского неоплатонизма испытал английский комментатор Псевдо-Дионисия Ареопагита Дж. Колет (1467?— 1519), через посредство которого неоплатонизм был воспринят в 17 веке кембриджскими платониками. Неоплатонические элементы прослеживаются у Спинозы и Лейбница. Под непосредственное влиянием Плотина написан «Сирис» Беркли. Однако в целом традиция неоплатонизма к концу 18 века угасает. Интерес к неоплатонизму возобновляется в эпоху романтизма (английский перевод Платона и неоплатоников Т. Тейлора, изучение и издание Плотина и Прокла Ф. Крейцером и В. Кузеном). Неоплатоников изучают Шеллинг и Гегель, высоко оценивший неоплатонизм в «Истории философии». В русской идеалистической философии 19 — начала 20 веков неоплатонизм оказал влияние на Вл. Соловьёва, П. А. Флоренского, С. Л. Франка. Значительным воздействием неоплатонизма отмечено учение Бергсона.

Первый систематический и полный обзор материалов по античному неоплатонизму дал во 2-й половине 19 века Э. Целлер, следовавший в трактовке неоплатонизма историко-философской концепции Гегеля. Новый подход к изучению неоплатонизма как философии, основанной на школьной разработке и комментировании авторитетных текстов, был намечен в работах К. Прехтера (1910) и получил развитие в ряде конкретных исследований но истории школ неоплатонизма (Р. Э. Доде, Р. Бойтлер, В. Тайлер, А. Ж. Фестюжьер, Л. Г. Вестеринк и др.).

Ю. А. Шичалин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Общие труды:

The Cambridge history of later Greek and early medieval philosophy, ed. by A. H. Armstrong, Gamb., 1970; Wallis R. Т., Neoplatonism, L., 1972; Beierwaltes W., Platonismus und Idealismus, Fr./M., 1972; Dörrie H., Platonica Minora, Münch., 1976 (библ.); The significance of Neoplatonism, ed. R. B. Harris, Norfolk, 1976; Die Philosophie des Neuplatonismus, hrsg. v. C. Zintzen, Darmstadt, 1977; Westerin k L. G., Texts and studies in Neoplatonism and Byzantine literature, Amst., 1980.

Античный неоплатонизм:

Лосев А. Ф., История антич. эстетики. Поздний эллинизм, М., 1980; Тheiler W., Forschungen zum Neuplatonismus, В., 1966; Proclus. Theologie platonicienne, texte etabli et trad, par H. D. Saffrey et L. G. Westerink, livre l, P., 1968, p. XXXVI — LIV (афинская школа); Praec, liter К., Richtungen und Schulen im Neuplatonismus.— Kleine Schriften, Hildesheim, 1973, S. 165—216; H a do t I., Le Probleme du Nioplatonisme Alexandrin. Hierocles et Simplicius, P., 1973.

Средневековый неоплатонизм:

Кlibanskу R., The continuity of the Platonic tradition during the middle ages, L., 1939; Platonismus in der Philosophie des Mittelalters, hrsg. v. W. Beierwaltes, Darmstadt, 1969. Неоплатонизм в патристике: Henry P., Plotin et Г Occident, Louvain, 1934; Courcelle P., Les lettres grecques en Occident. De Macrobe ä Cassiodore, P., 1948; Ivanka E. v., Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter, Einsiedeln, 1964. H. в араб. философии: Neoplatonici apud arabes, ed. B. Badawi, Le Caire, 1955; Walzer R., Greek into Arabic, Oxf., 1962; Badawi Α., La transmission de la Philosophie grecque au monde arabe, P., 1968. Неоплатонизм в еврейской философии: Greive H., Studien zum jüdischen Neuplatonismus, B — N. Y., 1973. Западноевропейсукий неоплатонизм 11 — 14 вв.: Garin E., Studi sul platonismo medievale, Firende, 1958; Mittelalterliche Mystik unter dem Einfluß des Neuplatonismus, hrsg. v. W. Schultz B. 1967. H. в эпоху Возрождения: Robb N. A., Neoplatonism of the Italian Renaissance, L., 1935; Miles L., John Colet and the Platonic tradition, La Salle, 1961; Kristeller P. O., Eight philosophers of the Italian Renaissance, Stanford, 1964.

Обзор литературы:

Courcelle P., Travaux neO-platonici-ens, в сб.: Association G. Bude... Actes du... congres, P., 1954, p. 227—54. Конгрессы, конференции, симпозиумы по Н.: Les sources de Plotin, Geneve, 1960 (Entretiens sur l'antiquite cias-sique, t. 5); Porphyre, Geneve, 1965 (там же, т. 12); De Jambliche ä Proclus, Geneve, 1975 (там же, t. 21); Le Neoplatonisme, P., 1971 (Colloques Internationaux...); Etudes NeOplatonicienn.es. Conference..., Neuchätel, 1973; Atti del convegno Internationale sul tema: Plotino e il Ncoplatonismo in Oriente e in Occidente, Roma, 1974; см. также лит. к статьям Средний платонизм. Плотин, Прокл, Кембриджские платоники.

Понятие: