Генерал-губернатор

ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР 1) Высшая должность местной администрации дореволюционной России. Установлена в начале 18 века; до губернской реформы 1775 года носила лишь почетный характер и ничем не отличалась от губернаторской. По указу 1782 года 40 губерний были распределены между 19 генерал-губернаторами. В ведении генерал-губернатора (наместника) находились, как правило, две губернии (в ведении Московского и Рижского генерал-губернаторов - по одной, Новороссийского - 4, Малороссийского - 3). Учреждение должности генерал-губернатора было вызвано желанием царизма создать на местах твердую административную власть, способную подавлять народное недовольство. Генерал-губернатор подчинялся непосредственно императрице и Сенату. Имел фактически необъятные полномочия: был главой всей местной администрации и полиции; не вмешиваясь формально в судопроизводство, мог оказывать давление на решения судов, останавливать исполнение приговоров. Под надзором генерал-губернатора находились и сословные органы. Исполнительным органом генерал-губернатора было наместническое правление. Усиление центральной власти в конце 18 века вызвало повсеместное упразднение генерал-губернаторов и генерал-губернаторств (указ 1796 года). В 19 веке генерал-губернаторы имелись в столицах, а также на окраинах государства, где обстановка и трудности связи с центром требовали расширения прав местной администрации (Сибирь, Прибалтика, Дальний Восток, Средняя Азия).

Инструкция 1853 года, сохранявшая силу до 1917 года, особо подчеркивала ответственность генерал-губернаторов за «состояние умов». Усиление классового антагонизма в деревне и городе после крестьянской реформы 1861 года, рост революционного движения толкали царизм на усиление власти генерал-губернаторов. По закону 1876 года генерал-губернаторы получили право издавать обязательные постановления по охране «безопасности и спокойствия» и отменять неугодные распоряжения подчиненных им губернаторов.

Указом 1879 года в условиях второй революционной ситуации были учреждены временные генерал-губернаторства в Петербурге, Харькове и Одессе. Возглавлявшим их генерал-губернаторам, а также московскому, киевскому и варшавскому генерал-губернаторам предоставлялись широкие полномочия для охраны «порядка и общественного спокойствия»: ссылки и ареста, приостановки и запрещения издания газет и журналов. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» 14 августа 1881 года еще более расширяло права генерал-губернаторов в борьбе с революционным движением. «Правилами о местностях, объявляемых на военном положении» (1892) на территории генерал-губернаторств вводились военные порядки и все управление и суд переходили в руки военных властей. Особенно часто временные генерал-губернаторства учреждались в период революции 1905-1907 годов.

К началу Первой мировой войны существовали следующие генерал-губернаторства: Московское, Варшавское, Киевское, Туркестанское, Степное, Иркутское и Приамурское; должность генерал-губернатора была и в великом княжестве Финляндском. Туркестанское генерал-губернаторство официально именовалось «краем». В большинстве случаев генерал-губернаторы были одновременно и командующими войсками военного округа. Генерал-губернаторства сохранялись фактически до октября 1917 года. После падения самодержавия генерал-губернаторы были заменены комиссарами Временного правительства или особыми коллегиями (Туркестанский комитет, Закавказский комиссариат).

Н. П. Ерошкин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Литература:

Градовский А. Д., Ист. очерк учреждения ген.-губернаторств в России, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1899; Блинов И. A., Губернаторы. Историко-юридический очерк, СПБ, 1905; Ерошкин Н. П., Очерки истории государственные учреждений дореволюционной России, М., 1960 (гл. 4 и след.).