Атман (ИДСС, 1996)

АТМАН - в общеязыковом значении существительное, выполняющее функцию возвратного местоимения в именительном и косвенных падежах, т. е. «сам, сам себя: собою» и пр. Отсюда очень рано, уже в упанишадах, развилось общекатегориальное философское значение: рефлексия, положенная как нечто сущее. Все прочие содержательные и предметные употребления этого термина в философии суть результат истолкования и применения этого значения в согласии с некоторыми предпосылками. В самом широком смысле Атман чего-то или (гораздо чаще) кого-то есть то, что делает это нечто или этого некто самим собою, т. е. суть, сущность, самотождественность. Обычно понятие «Атман» применяется к живым существам, однако можно очень по-разному понимать, что же есть в живом существе Атман. Так, локаятик отождествляет Атман с живым телом: «мой организм и есть я сам». Обыватель может считать Атман, т. е. самого себя, более внешним: «мои дети, мое социальное положение — это и есть я сам». Для полагания чего-то Атман существен еще в момент распоряжения, господства: Атман есть хозяин, владыка, тот, кто присваивает. В даршанах Атман понимается как духовная субстанция, т. е. сверхчувственная вещь, при этом обычно нетождественная сознанию. В вайшешике — это вечная всепроникающая субстанция, носитель ощущений удовольствия и неудовольствия, желаний, волевых усилий, познания и праведности или неправедности. В санкхье и йоге Атманом часто называют Пуруша (буквально «муж»), это вечный бездеятельный свидетель материальных, в том числе психических и интеллектуальных, процессов, чистое бессодержательное сознание. В адвайта-веданте Атман мыслится как абсолютный субъект, не могущий быть объектом, однако познаваемый в особом опыте самопереживания и тождественный абсолютному началу мира — Брахману. В различных философиях употребляются термины «дживатман», т. е. «Атман конечного существа», и «Параматман» — «Господь Бог как Атман». Вопрос об Атмане является одним из важнейших в индийской философии. Непризнание реальности Атмана, т. е. утверждение, что эта категория не находит себе соответствия в обыденном или духовном опыте, является характерной чертой буддийской философии в отличие от индуистской.

А. Парибок

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 66-67.

Понятие: