Паломничество (СИЭ, 1967)

ПАЛОМНИЧЕСТВО (от лат. palma - пальма) - путешествие, странствие верующих с целью поклонения особо почитаемым святыням, а иногда получения «сверхъестественной помощи». В древности центрами паломничества были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и другие. С эпохи средневековья среди христиан получило широкое распространение паломничество в Палестину, где, согласно евангельской легенде, родился, жил и проповедовал Христос (от обычая привозить из Палестины пальмовую ветвь произошло и название «паломничество»). Паломничество в Палестину (началось в 4 веке) получило значительное распространение во время крестовых походов. Для поощрения паломничества и в целях религиозной пропаганды составлялись многочисленные путеводители для паломников (итинерарии); они стали впоследствии ценным историческим источником («Эвагаторий» доминиканца Фабри Ульмского, описывающий паломничество 1480 и 1483 годы, «Путешественная книга св. Земли» Файербенда (1584) и др.). Первый дошедший до нас исторический памятник паломничества русских «Житие и хождение Даниила, русской земли игумена», «Православный Палестинский сборник», СПБ, 1883, т. 1, в. 3; СПБ, 1885, т. 3, в. 3. Большую роль в подготовке и проведении паломничества играло в конце 19 - начале 20 веков Православное палестинское общество (см. Российское палестинское общество). Наряду с Палестиной паломничества предпринимались и предпринимаются и в другие международного и местного значения «святые места»: в католицизме - Рим и Лорето (Италия), Лурд (Франция), Фатима (Португалия) и др., в православии - Афон. Местными «святынями» являются могилы «угодников», различные источники, монастыри; в России - Киево-Печерская и Троице-Сергиевская лавры и др. У мусульман паломничество (хаджж) совершается в Мекку, Кербелу, Неджеф и к мазарам - местным святыням. У ламаистов - в Лхасу (КНР). Одним из центров паломничества буддистов и синтоистов является г. Нара (Япония); индусов - Аллахабад и Бенарес. Церковь широко использует паломничество для укрепления влияния религии, распространения легенд о «чудесах», а также как значительный источник дохода.

M. M. Шейнман. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Источники:

Itinéraires а Jérusalem et descriptions de la Terre Sainte rédigés en français aux XI, XII et XIII siècles, Gen., 1882; Röhricht R., Die Pilgerfahrten nach dem Heiligen Lande, в кн.: Historisches Taschenbuch, Folge 5, (Bd) 5, Lpz., 1875.

Литература:

Добиаш-Рождественская О. A., Зап. паломничества в ср. века, П., 1924; Bauerreiss R., Sepulcrum Domini. Studien zur Entstehung der christlichen Wallfahrt auf deutschen Boden, Münch., 1936 ("Abhandlungen der Bayerischen Benedictiner Akademie", Bd 1); Labande E.-R., Recherches sur les pèlerins dans l'Europe des XI et XII siècles, "Cahiers de civilisation médiévale X-XII siècles", Poitiers, 1958, t. 1, No 2, 3; Musset L., Recherches sur les pèlerins et les pèlerinages en Normandie Jusqu'а la Premiere Croisade, "Annales de Normandie", Rouen, 1962, No 3, p. 127-50.