Ритуал в джайнизме

РИТУАЛ В ДЖАЙНИЗМЕ. В джайнизме можно выделить три вида ритуальных действий: ритуалы мирянина, ритуалы монахов и аскетов и храмовая служба. Ритуалы мирянина в течение дня состоят из: чтения «Парамештха-мантры» (утром и вечером), ритуала авашьяка (шесть разделов его — это: самайика, поклонение 24 тиртханкарам, вандана, или почитание учителя, пратикрамана, кайотсарга и пратьякхьяна. Подобная практика может выполняться или дома, или в монастыре, или в храме. (Это характерно для представителей школы стханакавасинов, принимающих участие в религиозных обрядах открытого типа в специальных молитвенных домах обычно один раз в день или чаще.) Некоторые ритуалы джайнов близки индуистским обрядам, в части, обряд жертвоприношения огня. Согласно текстам Ади-пураны, его проводят трижды: утром, днем и вечером (в память о сожжении тела Ришабхи). Целый ряд ритуалов связан с важнейшими моментами жизни каждого члена джайнской общины. Это в первую очередь обряды жизненного цикла. Они инициируют возрастание благих качеств и оберегают живое существо от нечистых влияний, могущих ввергнуть его в плохие рождения. Самые первые ритуалы связаны с зачатием и рождением: обряд очищения (гарбхадхана), обряд, обеспечивающий ребенку легкое рождение и счастливую жизнь (пумвасана). Рождение ребенка происходит в доме родителей будущей матери и сопровождается следующими ритуалами: семикратное призывание богини Амбики; на третий день гуру совершает обряд поклонения Солнцу, а вечером — Луне. На шестой день гуру совершает в доме рождения ритуал почитания «восьми матерей», или богинь-защитниц, — Брахмани, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Индрани, Чамунды и Трипуры. Церемония наречения имени (намакарана) связана с созданием гороскопа ребенка. Гуру называет имя ребенка старейшей женщине в семье, затем процессия направляется в храм, где все поклоняются тиртханкарам. Здесь старшая из женщин впервые произносит имя ребенка перед священным образом Джины. Обряд упанаяна — это начало учения мальчиков-джайнов. Первое соприкосновение со знанием происходит в пять лет, когда ребенок посвящается в тайны священного алфавита. Учение, а также выбор учителя возможен только для мальчиков трех высших каст; от учителя (Гуру) ученики получают пояс и священный шнур. После окончания учения (обычно когда юноше исполняется 16 лет) проводится специальный ритуал подношения пищи гуру. Большое значение для общества имеет брак. Это сложный ритуал, переход, сопровождаемый различными обрядами и праздничными церемониями. Время празднования свадьбы определяется астрологом. Затем в доме родителей жениха и невесты проводится ритуал поклонения богиням-матерям Шаштхи, Ганапати, Кандарпе и Кулакаре. Праздничная процессия, во главе которой везут роскошно одетую и украшенную невесту, направляется в специальный павильон, построенный для проведения свадебных торжеств. Здесь исполняются разнообразные ритуалы «призывания счастья», подношения молока и риса и т. п. После совершения этих многочисленных обрядов жениха и невесту несколько раз обводят вокруг священного огня. Весь комплекс ритуалов и обрядов призван обеспечить благополучие новой семьи. Следующим из «пятнадцати священных действий» для мирянина является ритуал принятия временных обетов благочестия (врата и пратима). Обеты «врата» связаны с отвержением всего, несущего зло, и с принятием благочестивого образа жизни (молитвы, почитание божественных джин, поднесение пищи, принятие в своем доме монахов или аскетов, паломничество, а также монашеская жизнь в течение определенного времени). Одиннадцать обетов «пратима» вводят мирянина в сферу аскетической практики. Они включают в себя низшие, общие практики поклонения тиртханкарам и учителям, обряды «врата», ежедневную медитацию, воздержание от пищи. Высшие практики связаны с исполнением обетов брахмачарьи. Одиннадцатый обет — уединения, молчания и медитации, принадлежит к высшим обетам и примыкает к практике полной аскезы, характерной для монашества. Последний ритуал, которым завершается жизнь благочестивого джайна, ритуал смерти и погребения, пятнадцатый из «священных действий» в джайнизме. Ритуал последнего священного действия длится несколько дней. Рядом с умирающим постоянно находится гуру, читающий мантры и молитвы, призванные направить стремления умирающего к высшим сферам. Перед смертью джайны передают пожертвования для храма, для монастырей, для монахов и нищих. Затем они укрепляются в следовании высшим заповедям религии и направляют свои мысли к пяти Парамештхи (Высшим божествам). После смерти и кремации траур соблюдается 10 дней. В это время близкие умершего посещают храм, где поклоняются образу Джины, и монастырь, где слушают проповедь о бренности всего земного.

О. Горовая

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.