Феноменология религии

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — отрасль современного религиоведения, возникшая в начале 20 века. Феноменология религии ставит целью выделение, описание, систематизацию и анализ явлений (феноменов) религиозного сознания, рассматриваемых как имманентные, априорные структуры чистого сознания и человеческого существования. Феноменология религии претендует на мировоззренческую беспредпосылочность и философскую нейтральность, выступая против позитивизма и сциентизма и осознавая кризис современной западной культуры, включая религию. Большинство представителей феноменологии религии опирается на феноменологический метод Э. Гуссерля, многие из них также используют методы структурализма и культурантропологии. Религиозными феноменами для феноменологии религии выступают: «святое», «сущность святого», акт веры, религиозные чувства (эмоции), «идеальные типы» религия опыта, отдельные религиозные категории (бог, душа, благодать и др.) и догматы. Феноменология религии представлена такими именами, как М. Шелер, Р. Отто, Н. Смарт, М. Элиаде, П. Рикер, Дж. Уайлд, И. Вах, Э. Шпрангер и др. Особой известностью и влиянием пользуется нидерландская школа феноменологии религии, больше внимания уделяющая истории религии (Г. ван дер Леув, С. Блеекер, В. Кристенсен, В Люйпен). Достаточно независимая от доктринальной официальной теологии, феноменология религии тем не менее усваивается в основном либеральными протестантскими богословами и немногими модернистски настроенными католическими мыслителями (Р. Пенттацони, Б. Лонерган). Несмотря на свой идеалистический характер, феноменология религии внесла значит, позитивный вклад в современное теоретическое религиоведение.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 272-273.